Игры для аутистов — развивающие игры для аутистов: советы от ABA

Содержание

Игры для аутистов 2019: список программ для компьютера и планшета

Игры для аутистов — развивающие игры для аутистов: советы от ABA

С каждым годом становится больше детей с расстройством аутического спектра. Родители сталкиваются с большими трудностями в их развитии и образовании. Компьютерные игры и мобильные приложения способны помочь в данной ситуации.

Особенности развития детей с аутизмом

Дети-аутисты отстают в развитии. Построить образовательный процесс сложно из-за их особенностей:

  1. Дети, страдающие аутизмом, практически не способны к установлению эмоционального контакта с другими людьми. Они не смотрят в глаза, общение вызывает стресс, панику. Они лучше себя чувствуют в одиночестве.
  2. Аутисты страдают расстройством речи, замедленным ее развитием или отсутствием.
  3. Дети с аутизмом с трудом воспринимают или даже отвергают все новое. Предпочитают носить одну и ту же одежду, играть одними и теми же игрушками. Движения их монотонны, игры однообразны.
  4. Они избегают громких звуков, яркого освещения.
  5. Временами импульсивны и вспыльчивы, не организованы и забывчивы.

Организовать занятия с аутистом очень трудно. Родителям приходится проявлять много изобретательности и терпения, чтобы привлекать и удерживать внимание такого ребенка.

Какую роль могут сыграть компьютерные и мобильные игры в развитии детей с РАС

Компьютерные игры привлекают детей с РАС тем что они:

  • дают немедленный результат;
  • позволяют избежать личного общения;
  • визуально стимулируют;
  • позволяют настроить звук и яркость в соответствии с предпочтениями ребенка;
  • дают возможность повторять одну игру снова и снова.

Компьютерные обучающие игры облегчают процесс развития детей с РАС. Во время многократных повторений игры усваивается новая информация. С помощью компьютерных и мобильных приложений можно выучить буквы, научится читать, считать, выучить цвета, развить коммуникативные способности.

Развивающие игры для детей-аутистов

Специальных развивающих игр для детей с расстройством аутического синдрома очень мало, особенно русско-язычных. Но для развития можно использовать и обычные развивающие игры.

Живая азбука

Приложение в веселой игровой форме помогает выучить буквы. Каждая буква сопровождается коротким мультфильмом или игрой. В процессе изучения можно

  • лопнуть мыльные пузыри;
  • нарисовать пятна жирафу;
  • прокатиться на машине;
  • переодеть кукле юбку;
  • примерить дяде разные усы.

Встроенная песня караоке поможет закрепить материал.

Веселый колобок

Это серия мобильных приложений для обучения чтению. Приложение «К.Чуковский» включает в себя 12 сказок Чуковского, приложение «Сказки» — 10 сказок.

Приложения содержат текст для чтения, разбитый на небольшие части. Сказки озвучены профессиональными актерами и проиллюстрированы яркими картинками.

В приложении также есть 4 игры:

  1. Мемо.
  2. Слова.
  3. Пазл.
  4. Найди отличия.

Веселые счеты

Это мобильное обучающее приложение, помогающее детям выучить цифры и научиться арифметическим действиям.

Упражнения в программе разделены на 2 уровня:

  1. Первый позволяет детям визуально запомнить цифры. Каждая цифра сопровождается красочным изображением животного и озвучена приятным голосом. Если ребенок кликнет на картинку животного, то программа озвучит изображение. Например, «Два лебедя» или «Один жираф».
  2. На втором уровне ребенок учится рисовать цифры. Программа показывает при помощи стрелок как правильно вести линию. Ребенок выбирает цвет цифры и рисует, водя пальцем по экрану. Изучать написание цифр можно как последовательно, так и в произвольном порядке.

После того, как цифры изучены, можно приступить к изучению арифметических действий. В приложении есть интерактивная игра, помогающая в изучении сложения, вычитания, умножения, деления. Можно выбирать разные уровни сложности и решать примеры только с одним действием, с двумя или со всеми вместе. На каждый пример ребенку предлагаются варианты ответа, из которых следует выбрать верный.

Приложение предназначено для мобильных устройств на платформе iOS.

ABA Math

Программу разработал отец ребенка, страдающего аутизмом, известный психолог Ивар Ловэас. Ее использование возможно только под присмотром врача и педагога.

Программа помогает ребенку заучить простейшие математические действия путем механического заучивания. На каждое действие программа создает различные примеры до тех пор, пока ребенок не сможет справиться с заданием.

Look at me

Это приложение для мобильных устройств на платформе Android, созданное компанией Samsung специально для развития детей-аутистов.

Приложение помогает детям:

  • научиться поддерживать зрительный контакт;
  • развивать социальные навыки;
  • реагировать на эмоции;
  • поддерживать общение продолжительное время.

В испытаниях приложения приняли участие 20 детей. У 60 % участников замечена положительная динамика в развитии.

Автор, специалист в сфере IT и новых технологий.

Получил высшее образование по специальности Фундаментальная информатика и информационные технологии в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. После этого стал экспертом в известном интернет-издании. Спустя время, решил попробовать писать статьи самостоятельно. Ведет популярный блог на Ютубе и делится интересной информацией из мира технологий.

Игра в коррекции детского аутизма / Альманах №20 / Архив

Игры для аутистов — развивающие игры для аутистов: советы от ABA

Это второй вид игр, которые также появляются у ребенка очень рано, вырастая из ежедневного взаимодействия матери и младенца. Начиная буквально с первого года жизни малыши начинают радоваться «ладушкам», «сороке-вороне» и другим потешкам, которые проигрывают взрослые, держа своих детей на коленях.

Взрослые «играют лицом и голосом», что веселит малыша, вызывает его на подражание. Позже, когда ребенок уже умеет ходить, он с восторгом играет в догонялки, прятки, перебрасывается мячом со взрослыми или сверстниками.

Понятно, что и в этих играх есть моменты сенсорного удовольствия (как в играх 1-го типа) – от тактильного контакта, от покачивания на коленях у взрослого, от мелодии, ритма и рифмы стиха, от беготни и полета мяча.

Но все же главное, что привлекает и радует в такой игре ребенка – это эмоциональное взаимодействие, возможность «эмоционально резонировать» другому человеку, вместе посмеяться, вместе побегать, вместе покричать.

Аффективное «заражение» ребенка состоянием другого человека, желание быть вместе, желание подражать, – все, что происходит в подобной игре, служит развитию способности понимать чувства других людей и сопереживать им. Поэтому такие игры необходимы и незаменимы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения общения, задержку в развитии навыков коммуникации.

Подобные игры очень активируют ребенка, поэтому их так же, как и игры первого вида, нужно «дозировать», чтобы не перевозбудить малыша.

3. Сюжетные игры

Сюжетная игра берет свое начало в имитации; ребенок может играть в нее самостоятельно, со сверстниками, со взрослыми. Этот наиболее сложный вид игры формируется позже, чем игры первых двух видов: только после 3-х лет ребенок начинает постепенно овладевать сюжетной игрой.

Мы считаем сюжетной игрой ту, в которой ребенок проигрывает определенную последовательность событий, и, как правило, в такой игре есть персонаж (один или несколько), с которым эти события происходят.

Как правило, вначале ребенок проигрывает простые бытовые ситуации, то, что он может наблюдать в собственной жизни. Такую игру дети иногда называют «дочки-матери»: покормить игрушку, помыть ее, уложить спать и т.п..

У мальчиков с их интересом к технике сюжетная игра часто начинается с возни с игрушечной машиной, которую «ремонтируют», возят на ней «кирпичи», из которых «строят дом» или «гараж».

Далее сюжеты начинают усложняться, становятся более развернутыми во времени, выходят за пределы ежедневных бытовых ситуаций: дети проигрывают свои летние впечатления, праздники, поездки в гости, играют в «детский сад», «цирковое представление».

Ребенок примеряет на себя роль врача, играя в доктора Айболита, становится продавцом или покупателем, играя в магазин, или укротителем диких зверей, играя в цирк.

В сюжетах появляются порой опасные, неприятные персонажи (волки, бандиты, чудовища) или происходят страшные события, но в большинстве случаев ребенок стремится к тому, чтобы «все кончилось хорошо» или «как надо», в зависимости от того, какой эмоциональный опыт нуждается в оформлении: ребенок расправляется с врагами, спасает обиженных, и игра благополучно завершается.

Понятно, что в сюжетной игре есть элементы игры с сенсорными впечатлениями («снег», «салют», «полет на самолете») и, конечно, моменты эмоционального контакта, сопереживания. То есть игры первого и второго типа постепенно модифицируются, и у старших дошкольников становятся частью сюжетной игры, «подпитывая» ее приятными тонизирующими ребенка впечатлениями.

Особенности игры детей с аутизмом

Самостоятельную активность аутичного ребенка тоже, безусловно, можно назвать игрой. Однако, она имеет характерные особенности:

1) направленность на аутостимуляцию. Игра аутичного ребенка нацелена на аутостимуляцию, то есть на получение определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. Например, ребенок выкладывает длинные ряды из кубиков, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая как крутятся ее колеса, или с грохотом скатывает эту машинку с горки и т.п.

Мы помним, что игра с сенсорными свойствами предметов есть и в норме у детей раннего возраста, что позже она становится частью более сложных сюжетных игр.

Отличие состоит в том, что аутичный ребенок в любом возрасте, в том числе и в старшем дошкольном и даже в школьном, может быть сосредоточен только на играх с сенсорными свойствами предметов, достигая в них большой изощренности; при этом другие виды игры ему недоступны.

Так, ребенок может с мастерством жонглера крутить на пальце тарелку или делать сложные конструкции из игрушек и других предметов только затем, чтобы потом их разглядывать под определенным углом, но становится абсолютно беспомощным и безучастным, когда надо бросить мяч другому ребенку или построить «гараж» для игрушечной машины;

2) игра с неигровыми предметами. Аутичный ребенок часто играет с неигровыми предметами (крышки от кастрюль, веревочки, инструменты для ремонта, бумажки).

Если же ребенок играет с игрушками, то чаще всего это кубики, конструктор, машинки, юла, а в игрушечных зверей и кукол ребенок не играет; ввести в его игру какой-то персонаж, «действующее лицо» довольно сложно.

Это свойство игры аутичного ребенка также говорит о его пристрастии к определенному виду игр – играм с сенсорными свойствами предметов;

3) отсутствие или «свернутость» сюжета. В игре аутичных детей чаще всего нет сюжета; если он все-таки есть, то очень «свернут», нет подробностей, деталей.

Это объясняется ограниченностью социального и эмоционального опыта аутичного ребенка, отсутствием его внимания к житейским событиям, непониманию связей между ними. В его памяти и, соответственно, в игре, могут поэтому закрепиться только яркие, аффективно насыщенные моменты.

Например, ребенок кидает на пол игрушку, выкрикивая: «Упал! Ударился!», – и на этом игра заканчивается;

4) стереотипность игры. Самостоятельная игра аутичного ребенка, как правило, стереотипна, однообразна. В играх с сенсорными свойствами предметов, которые аутичный ребенок предпочитает всем остальным, он может подолгу «застревать» на одних и тех же манипуляциях.

Например, малыш раз за разом выстраивает длинный ряд из игрушечных машин или целыми днями трясет и крутит веревочку. Если в игре и есть элементы сюжета, то они бесконечно повторяются.

Ребенок может раз за разом проигрывать одно и то же яркое впечатление («Петух взлетает на крышу дачи, покрытую новым рубероидом»);

5) невозможность вовлечь в свою игру другого человека (взрослого или ребенка). Чаще всего взрослому сложно включиться в самостоятельную игру аутичного ребенка: ребенок может не обращать на него внимания, может активно протестовать или стремиться уединиться.

Даже если аутичный ребенок тянется к детям, к другим людям, он может не впускать их в свои привычные игры и занятия.

Это объясняется и несформированностью у такого ребенка навыков взаимодействия, и его склонностью к стереотипности, к неизменности тех занятий, к которым он привык, которые доставляют ему удовольствие;

6) невозможность включиться в общую игру или пассивное следование в игре указаниям других детей. Ребенок с аутизмом чаще всего не играет с другими детьми, особенно со сверстниками.

Даже когда он тянется к другим детям, то может подключиться только к простым играм, основанным на аффективном заражении: побегать вместе с другими детьми, покататься с горки. В лучшем случае в общую сюжетную игру аутичного ребенка могут вовлечь дети, старшие по возрасту, привлекая его на роли, не требующие инициативы и знания правил игры.

В этом случае другие дети полностью руководят его действиями, а он выполняет их указания, чаще всего исполняя «пассивно-страдательные» роли: пациента на приеме у врача, ученика в школе и т.п.

Мы можем заключить, что игра аутичного ребенка заметно отличается от игры его обычных сверстников, что она имеет иную динамику и логику развития.

Если в норме игры с сенсорными свойствами объектов и игры, основанные на аффективном заражении, постепенно усложняются, вписываясь в логику сюжетной игры, то при аутизме эти более примитивные виды игр сохраняют самостоятельное значение, усложняются сами по себе, но не соединяются с сюжетом.

Отрывки сюжета, даже появившись в игре аутичного ребенка, не развиваются, не соединяются между собой, не предполагают коммуникации, совместного проигрывания с другим человеком.

Игра аутичного ребенка усложняется лишь по линии аутостимуляции: ребенок находит все более изощренные виды игр с сенсорными свойствами предметов, а игры, основанные на аффективном заражении, также может использовать для самотонизирования. Таким образом, самостоятельная игра аутичного ребенка направлена на аутостимуляцию, получение тонизирующих сенсорных впечатлений, и зачастую, как и другие привычные жизненные стереотипы, выполняет функцию защиты, блокировки нежелательных, слишком резких для малыша, постоянно меняющихся впечатлений окружающего мира.

Что дает игра детскому развитию и каковы ее возможности в коррекционной помощи аутичному ребенку

Остановимся подробнее на том «вкладе», который вносит игра в развитие ребенка, на тех свойствах, которые делают ее незаменимой в психолого-педагогической работе с ребенком раннего и дошкольного возраста:

  1. в игре развивается возможность эмоционального взаимодействия с другими людьми, сопереживания;
  2. осмысляется и принимает культурные формы сенсорный и эмоциональный опыт ребенка;
  3. в сюжетной игре ребенок осваивает пространственную и временную «развертку» событий, что развивает его способность к планированию, содействует формированию произвольной организации поведения;
  4. развивается способность к подражанию другим людям. Имитируя поведение других людей, ребенок усваивает новые формы социального поведения, учится понимать житейские правила, осваивает определенные социальные роли;
  5. в совместной игре с близкими людьми, с другими детьми малыш учиться понимать смысл происходящего, прежде всего, в его собственной жизни; расширяется запас его знаний об окружающем мире;
  6. в процессе освоения сюжетной игры формируется произвольное внимание ребенка, его способность к установлению логических связей. Ребенок, научившийся играть в сюжетные игры, в целом более организован и целенаправлен в поведении;
  7. благодаря игровому подражанию и осмыслению сюжета игры прогрессирует речь;
  8. разыгрывая в сюжете неприятные, пугающие события, но так, чтобы «все кончилось хорошо», или, расправляясь в игре со страшными персонажами, ребенок преодолевает свои страхи и становится активнее и смелее в реальной жизни. Так формируется необходимый человеку аффективный механизм преодоления трудностей, препятствий, собственных страхов, необходимый для адаптации к сложным, меняющимся условиям жизни
  9. О.С. Никольская называет данный аффективный механизм – «механизмом экспансии», который связан с переживанием «приключения» и обеспечивает «процесс достижения витально значимой цели в условиях неизвестности, изначальной непредсказуемости развития ситуации» (Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение – М.: МГППУ, 2008. – С. 97)

  10. важно, что игра дает ребенку возможность не только пополнять свои знания об окружающем мире, но и сформировать собственную систему эмоциональных (личностных) смыслов (20).

Моделируя в сюжетной игре житейские события, человеческие отношения, ребенок формирует собственное эмоционально-смысловое пространство, куда входят его личные предпочтения, цели, желания (и, соответственно, «нежелания»), и представления о себе, об отношениях в собственной семье, о близких людях, впоследствии – о друзьях, о том «что такое хорошо и что такое плохо». Та система эмоциональных смыслов, которая складывается у дошкольника во многом благодаря сюжетной игре, является базой его дальнейшего успешного развития и, в первую очередь, социальной адаптации.

Этот далеко не полный перечень «заслуг» игровой деятельности с точки зрения ее вклада в нормальный онтогенез показывает, что совместная игра является естественным, уникальным и незаменимым средством помощи детям, имеющим отклонения в развитии, эмоциональные нарушения, в частности – детский аутизм и расстройства аутистического спектра.

В целом, можно сказать, что мы используем игру в коррекционной работе с аутичными детьми и для стимуляции их психического развития, и для преодоления аффективных проблем, и для улучшения социальной адаптации.

Логика такой работы в самом общем виде построена на первоначальном использовании более простых видов игры, доступных ребенку, с постепенным их усложнением, введением в игру эпизодов сюжета, развитием сюжета и обогащением его новыми деталями и событиями.

(Ниже мы расскажем об этом подробнее)

При этом понятно, что в зависимости от проблем ребенка, от уровня его развития, в ходе игровой терапии помимо общих целей мы ставим перед собой и частные задачи, имеющие отношение только к одному ребенку.

Весь процесс игровых занятий, несмотря на его универсальную логику, оказывается максимально индивидуализированным, учитывающим привычки, пристрастия, возможности и проблемы одного определенного ребенка и, соответственно, его семьи.

Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями

Либлинг М.М. Игра в коррекции детского аутизма // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №20 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/igra-v-korrekcii-detskogo-autizma (Дата обращения: 11.04.2020)

Игры для детей с аутизмом принцип развивающей игры

Игры для аутистов — развивающие игры для аутистов: советы от ABA

Как начать игру с ребенком-аутистом, какие подходят игры для детей с аутизмом, как научить играть ребенка с аутизмом. Ответам на эти и другие вопросы будет посвящена эта небольшая запись моего блога. 

Часто можно услышать, что игра — это сложная задача для детей с неврологическими и сенсорными нарушениями. Принято считать, что типичные детские игры совсем не свойственны для детей с аутизмом.

В этом нет ничего удивительного так как многие дети с аутизмом испытывают сложности с обработкой сенсорной информации, с овладением пассивной и активной речью, сложными моторными навыками.

Такие сложности закономерным образом приводят к тому, что аутичным детям трудно проявить инициативу и начать самостоятельно играть.

Глобальное препятствие для совместных игр, это то, что социальное взаимодействие само по себе не является для детей с аутизмом достаточной мотивацией. 

Стоит ли упоминать как важна игра для развития ребенка. В работах отечественных классиков психологии игра всегда стоит в “красном углу”. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста и наиболее важной вехой развития ребенка.

Играя, ребенок исследует и учится использовать предметы, планомерно продвигается к сюжетной игре . Сюжетно-ролевая игра в свою очередь закладывает основы абстрактного мышления, создает основу для дальнейшего социального взаимодействия с окружающими.

  

Развивающие игры для детей с аутизмом 

Сенсорные игры для детей с аутизмом

Как у обычных детей, так и у детей с аутизмом развитие игры проходит определенные стадии. Самая простая игра это сенсорная.

она свойственна раннему детскому возрасту (до 3х лет), на смену сенсорной игре приходит игра с предметами, в рамках которой ребенок овладевает знаниями о предметах окружающего мира и умениями их использовать.

Такая игра закладывает основы наглядно-действенного и предметного мышления, формирует понятия о свойствах и признаках предметов.

Венец игровой деятельности — это игра сюжетно-ролевая, она формирует творческую автономность ребенка, способность понимать чувства и эмоции окружающих, умение мыслить абстрактно, примерять на себя различные социальные роли.  

Принцип развивающих игр для детей с аутизмом — последовательно пройти стадии от сенсорной игры к сюжетной. 

Не для кого не секрет, что дети с РАС часто “застревают” на сенсорных играх. Игры с водой, с веревочками, с гидрогелем, с блестяшками, и.т.д. Часто подобные игры приобретают стереотипный характер и приводят к  аутостимуляции, что в конечном счете проявляется как симптомом аутизма. 

Конечно основой полноценной игры не может быть стремление к  аутостимуляцию и получение сенсорных ощущений, но сенсорные ощущений — это уже то за что можно зацепиться и попробовать развить такую игру в осмысленную деятельность. 

Для этого возьмем простую детскую “потешку” “Ехали медведи на велосипеде” 

Основа игры — стих Чуйковского «Ехали медведи..»

Посадите ребенка себе на колени, и начинайте легким подпрыгиваниями потряхивать ребенка (как будто едите по кочкам), в неожиданный для ребенка момент раздвиньте колени, чтобы ребенок провалился (как будто в ямку), громко и весело скажите: “Бух!”.

Все, сенсорная игра готова! В ней есть все элементы: взаимодействие ребенка с взрослым, сенсорные ощущения, а главное — элемент приключения и простая последовательность действий. Повторите несколько раз, если ребенку понравилось, он быстро поймет правила и попросит продолжения. Плавно добавляйте в игру новые элементы.

Добавьте к игре стишок “Ехали медведи, на велосипеде и в канавку бух!”.

Таким образом в игре появится простенький смысл, новый вид взаимодействия, игра получит сюжет и роли. Следующий шаг— ребенок попробует говорить “бух!” самостоятельно, так он сможет управлять ходом игры, что подстегнет его интерес и мотивацию.

Такая игра уже содержит в себе и упражнение и поощрение! Основой такой развивающей игры вполне может быть раскачивание в гамаке, или игровой массаж “Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…” главное — это проявить фантазию и придумать как добавить к сенсорной игре сюжетные элементы.  

Например, ребенок любит катать игрушечный поезд или машику.

Ребенок с аутизмом выстраивает машинки в ряд. Это может послужить основой для игры Постройте на пути следования поезда станции из конструктора, попробуйте составить игровой маршрут. На одной станции в вагоны поезда можно загружать конфеты и отвозить их на следующую станцию, где их можно съесть.

На станциях можно добавить пассажиров в виде плюшевых игрушек и угощать их конфетами. таким образом просто катание поезда (или машины) можно превратить в довольно сложную, сюжетную деятельность.

Главное — вводить новые элементы ненавязчиво и поэтапно. 

Отличный пример того как игра с предметами приобретает сюжет!

Примеры игр описанные выше — способ проиллюстрировать то, как можно добавить в сенсорную игру элементы совместной, и как развить сюжет игры. 

Обучающие игры для детей с аутизмом 

Обучение детей с аутизмом в игровой форме

Я абсолютно уверен, в том, что когда дело касается детей дошкольного или младшего школьного возраста , то любое обучение должно иметь игровые элементы.

Идеальный вариант — это когда обучение проходит целиком в игровой форме.

Конечно, работая с ребенком с РАС это не всегда представляется возможным по ряду причин, но однозначно игровая форма — это тот вариант обучения, к которому необходимо стремиться.

Попробуйте начать с простого!

Например, превратите в игру, обучение навыкам соотнесения. Совершенно необязательно “класть красную карточку, на красную” сидя за столом.

Разложите карточки с цветами, буквами, цифрами, чем угодно по комнате, попросите ребенка найти похожие, “собрать все красные”, все буквы “У”. и.т.д. Целесообразно будет подобрать карточки, которые у ребенка освоены.

Таким образом получится подвижная игра с элементами обучения вместо скучного занятия. 

Для детей с аутизмом отлично подходят такие игры как лото и домино. 

Попробуйте обучить ребенка с аутизмом играть в простое лото

Для того чтобы игра не стала для ребенка рутиной потребуется хорошо продумать режим поощрений, помните, что для ребенка с аутизмом игра ради игры чаще всего не представляет интереса.

Например: приготовите небольшие кусочки шоколада, детское лото, для начала лучше взять простенькое, где нужно подбирать похожие картинки к похожим.

Предложите ребенку шоколад и поиграть в игру, поощряйте ребенка за каждую подобранную картинку маленьким кусочком шоколада, и не забывайте поощрить шоколадом себя. Такая игра научит ребенка сотрудничеству, соблюдению очередности в игре, соотнесению идентичных или неидентичных изображений.

В дальнейшем, когда ребенок освоится, поймет правила и структуру игры, можно будет подбирать более сложные виды лото с категориями и ассоциациями.

Ассоциативное лото — отличное пособие для обучения ребенка.

Пошаговое обучение ребенка с аутизмом навыкам: соотнесения, сортировки по категориям, обобщения по основным признакам, приведет к формированию у ребенка новых понятий, расширит пассивный словарный запас. Главное — не превращайте игру в задание, наоборот задание должно стать для ребенка игрой!  

Можно ли обучить играть ребенка с аутизмом 

Обучить можно бросать мяч, подбирать фишку домино, накладывать лото. Научить можно отдельным игровым действиям, правилам конкретной игры.

Научить играть нельзя никого, потому что игра — это естественная способность свойственная каждому в той или иной степени, дети с аутизмом не являются исключением.

Любая игра исходит «изнутри», начинается с естественной потребности и мотивации.

Игра — это в первую очередь, то, что приносит положительные эмоции и удовольствие. Чтобы играть, надо захотеть играть, а дальше фантазия сделает свое дело. Играя с ребенком с аутизмом, запомните главное правило — инициатива должна исходить от вас, вы должны играть так чтобы ребенок захотел к вам присоединиться.

Резюме

В этой записи об играх с детьми-аутистами я попытался избежать готовых решений, ради того, чтобы изложить смысл того, как должна строиться игра с ребенком с РАС и какие цели она должна преследовать, чтобы быть полезной для развития и обучения.

Основные идеи этого поста взяты из работ Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. посвященных психолого-педагогической помощи детям с РАС. Готовые же идеи для игр вы можете найти в книге Тарры Делани  посвященной развитию основных навыков у детей с РАС.

  

ᐉ Игры и упражнения для развития детей аутистов

Игры для аутистов — развивающие игры для аутистов: советы от ABA

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков.

Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки.

Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло.

Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям.

И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!»Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой»Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол»Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.

Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован.

Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз.

Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.

Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней.

Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение.

Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д.

Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами.

Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении.

Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей.

Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома.

Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама.

Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов.

Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример

Игры для аутистов: развитие с радостью

Игры для аутистов — развивающие игры для аутистов: советы от ABA

Отгораживаясь от мира, ребенок постепенно утрачивает способность воспринимать информацию на слух и теряет способность к обучению. Восстановление связи с внешним миром именно через ухо имеет колоссальное значение. Помогут в этом звуковые игры с ребенком-аутистом.

0 23123 9 Марта 2017 в 16:48

Самостоятельная игра ребенка-аутиста существенно отличается от того, во что и как обычно играют его ровесники. Поэтому игры для аутистов призваны решать не только задачу приятного досуга, но и нести элементы обучения, быть развивающими.

Чтобы подобрать наиболее интересные игры для детей с ранним детским аутизмом, давайте разберемся, в развитии каких навыков ваш малыш испытывает нехватку.

Звуковые игры для детей-аутистов

Причины развития аутизма, раскрытые в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, указывают на то, что самой чувствительной зоной аутичных малышей является ухо. Именно через стрессовое воздействие на эту зону маленький обладатель звукового вектора получает ту психическую травму, которая провоцирует ранний детский аутизм.

Отгораживаясь от мира, ребенок постепенно утрачивает способность воспринимать информацию на слух и теряет способность к обучению. Восстановление связи с внешним миром именно через ухо имеет колоссальное значение. Помогут в этом звуковые игры с ребенком-аутистом.

Примеры звуковых игр с ребенком-аутистом:

  1. «Что шумит?» Выберите несколько предметов, издающих негромкие звуки (слишком сильный звук способен причинить малышу боль). Это может быть шуршащая оберточная бумага, тихий колокольчик, негромкий маракас.

    Дайте ребенку изучить предметы, послушать, как они звучат, запомнить их названия. Затем отвернитесь и немного «пошумите» одним из них. Задача ребенка – угадать, что именно звучало.

    Такая игра для аутичных детей задает начало сосредоточения на звуках.

  2. «Высокий – низкий». Для этого упражнения-игры с ребенком-аутистом потребуется игрушечное или настоящее пианино. Нажимая верхние клавиши, расскажите ребенку, что так капает дождик. Помогите ребенку поднять руки вверх, комментируя: «Это высокий звук».

    Затем, нажимая нижние клавиши, расскажите малышу, что так топает мишка, комментируя: «Это низкий звук». Когда ребенок усвоит разницу, играйте звуки и побуждайте малыша выполнять нужные движения.

    В дальнейшем можно попросить его самостоятельно найти низкие и высокие звуки на инструменте.

  3. «Лечебная классика». Эта игра с детьми-аутистами, несомненно, станет одной из любимых. Особенно для тех малышей, кто помимо звукового вектора имеет еще и зрительный.

    Приготовьте несколько классических аудиозаписей по мотивам детских сказок. Это может быть «Танец феи драже» Чайковского (из балета «Щелкунчик»), отрывок из «Спящей красавицы» и т. д.

    Также подготовьте соответствующие картинки.

Прослушивая запись, показывайте ребенку картинку, описывая ее. Если ребенок хочет, можно вместе танцевать под музыку. Когда освоите три и более записей (фрагменты могут быть недлинными), включайте отрывки по очереди и просите ребенка угадать, какая картинка подходит к этой музыке. Если ребенок любит рисовать, можно побудить его нарисовать еще одну картинку самому.

Помните, что важнейшим правилом любых упражнений или игр с ребенком-аутистом является звуковая экология. Говорите на пониженных тонах. Выбирайте негромкие инструменты, запись тоже включайте тихо, чтобы ребенок вслушивался.

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Звуковая травма, полученная ребенком, провоцирует искажения в развитии всех остальных векторов, заданных ему от рождения. Часто такие дети испытывают сенсорный дефицит именно тех чувствительных зон, которые соответствуют его векторам. Восполнить нехватку ребенка помогут сенсорные игры при аутизме.

Например, кожный малыш с детским аутизмом стремится добрать тактильные ощущения, ему свойственно неусидчивое поведение (Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям).

Можно использовать:

  1. Подвижные игры для кожного ребенка-аутиста, особенно с тактильными элементами. Можно изготовить из ваты или мягкой ткани «снежки» и поиграть в них. С помощью большого отреза ткани голубого цвета устроить «море», научить ребенка делать «волны», держась за края. Если взрослых двое – они могут раскачивать малыша на ткани, как в гамаке.

  2. Кожному ребенку с детским аутизмом подойдут и развивающие пальчиковые игры, пальчиковые краски, лепка из пластилина или соленого теста. Только будьте готовы чередовать сидячие занятия с подвижной игрой.

  3. Существенно восполнить тактильную нехватку такого ребенка при аутизме помогут игры с водой. Например, устройте «пенную вечеринку» в ванной. Из пены можно строить дворцы или сделать на голове смешную шляпу – все во власти вашей фантазии. При отдыхе за городом используйте песок и другие неструктурированные материалы, чтобы организовать тактильные игры для ребенка-аутиста.

Для зрительного ребенка чувствительным сенсором являются глаза, поэтому зрительному малышу с аутизмом подойдут такие игры:

  1. Яркие дидактические пособия. Глаз такого ребенка необходимо как можно раньше обучать восприятию формы и цвета. Это может быть «геометрик» или сортеры, игра «сложи квадрат» и другой яркий дидактический материал (Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом).

  2. Рисование, раскраски и аппликация жизненно необходимы такому малышу.

  3. Природную эмоциональность такого ребенка можно реализовать через игру в кукольный театр (приобрести куклы, одевающиеся на руку или палец). Варианты с переодеванием в разные костюмы, «перевоплощение» в разные образы также прекрасно подойдет.

В каждом векторе набор сенсорных игр для ребенка-аутиста будет свой (Практическое применение системно-векторной психологии Юрия Бурлана для сенсорной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра).

Игры на развитие контакта и речевые игры для аутистов

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Отгораживаясь от мира еще в дошкольном возрасте, ребенок с детским аутизмом утрачивает не только сознательную, но во многом и чувственную связь с другими людьми. Восстановить ее помогут игры на развитие эмоционального контакта. В них легко могут быть добавлены также речевые и логопедические компоненты.

  1. «В ямку – бух». Начать можно с простых, известных потешек. задача – добиться формирования ответной эмоциональной реакции ребенка. Позже можно сделать паузу и предоставить ребенку самому озвучить кульминационный момент: «Бух!». Такая «диалоговая» игра при аутизме во многом способствует формированию будущего навыка вербального общения ребенка.

  2. «На машине ехали». Научить ребенка с детским аутизмом подражать движениям можно также через игру:

    Взрослый: На машине ехали (крутит руль)

    Ребенок: Би-би-би (крутит руль)

    Взрослый: Паровозом ехали (движения руками вперед-назад)

    Ребенок: Чух-чух-чух (аналогичные движения).

    Здесь от ребенка требуется не только поддержать диалог, но и повторять движения. При необходимости используйте помощь второго взрослого. Умение подражать – залог формирования будущих навыков социально-бытовой ориентации и способности к обучению в целом.

  3. «Мой веселый, звонкий мяч». Не менее важно для ребенка с детским аутизмом усвоить навык передачи хода в игре. Передавая мяч по кругу, дети говорят каждый по одному слову стишка. Когда стих закончился, можно обратить внимание группы: «У кого мяч? Кто это? Назови по имени?» (остальные дети называют). Или: «Кто ты? Как тебя зовут?» (отвечает тот, у кого мяч).

Коммуникативная игра для аутичных детей – жизненная необходимость. Что касается логопедических игр – при нарушении речевого аппарата ребенка занятия должен проводить логопед.

Мама – главный человек

Влияние игр на речь и развитие аутичного ребенка трудно переоценить. Однако ключевым фактором, который влияет на развитие и поведение малыша, особенно в дошкольном возрасте, является состояние матери.

Результаты о снятии с ребенка диагноза детский аутизм связаны с тем, что мама:

  1. Точно определяя ребенка по векторам, выбирает оптимальную модель воспитания.

  2. Избавляется от любых собственных негативных состояний и стресса.

Подарите своему ребенку шанс на реабилитацию на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.