Корковая дизартрия у детей

Дизартрия у детей – что это? Стертая, псевдобульбарная, бульбарная, корковая дизартрия

Корковая дизартрия у детей

Псевдобульбарная дизартрия – это расстройство речи, связанное с нарушение иннервации артикуляционных мышц. Возникает из-за поражения кортико-бульбарных проводящих трактов.

При появлении патологии у человека наблюдается замедление речевой функции, нечленораздельность слов, малоподвижность лицевых мышц. Может измениться тембр и громкость голоса.

При возникновении первых симптомов понадобится обратиться к врачу для прохождения диагностики. По результатам обследований врач назначит правильное лечение, благодаря которому появится шанс улучшить самочувствие.

Главные характеристики бульбарной дизартрии

При бульбарной дизартрии поражаются периферические двигательные нейроны, которые располагаются в специальном отделе головного мозга (продолговатом). Импульсы не поступают в мозг, что приводит в бульбарному параличу и значительным изменениям речи. У больного ребенка, первым делом, повреждаются нервные окончания, которые расположены под языком и в области глотки.

характеристика бульбарной дизартрии – это отсутствие связи между мышцами артикуляционного аппарата и центральной нервной системой. Губы и язык пациента не могут двигаться правильно, поэтому у человека не получается произносить звуки речи. Лицевая мускулатура становится малоподвижной, а во рту скапливается очень много слюны.

Классификация

Классификация патологии предполагает разделение на формы с учетом уровня психофизического развития пациента. В соответствии с указанными критериями выделяют дизартрию у детей с нормальным психофизическим развитием или с отклонениями в работе органов и систем. В числе распространенных состояний и заболеваний, провоцирующих речевую дисфункцию:

  • ДЦП (детский паралич церебрального генеза).
  • Умственная отсталость, нарушение интеллекта.
  • Гидроцефальный синдром.
  • Задержка развития психики.
  • ММД (мозговая дисфункция с минимальными проявлениями).

Дизартрия – это диагноз, который отражает нарушение иннервации мускулатуры, участвующей в образовании звуков, что обуславливает различные речевые дефекты. Виды дизартрии с учетом этиологических факторов:

  1. Бульбарная. Характеризуется поражением стволов черепных нервов, ядра которых располагаются в продолговатом мозге (IX-языкоглоточный, X-блуждающий, XII-подъязычный), нередко в патологический процесс вовлекаются нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  2. Псевдобульбарная. Развивается в результате повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – IX-языкоглоточного, X-блуждающего, XII-подъязычного. В редких случаях повреждения затрагивают нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  3. Мозжечковая. Развивается из-за поражений мозжечка и путей передачи мозжечковых импульсов.
  4. Подкорковая. Характеризуется поражением отделов паллидарной (черное вещество, бледный шар, красное и субталаическое ядра) или стриарной (скорлупа, хвостатое ядро) системы.
  5. Корковая. Развивается на фоне повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – VII-лицевого, XII-подъязычного.

С учетом, какая форма дизартрии развивается, бывают разные проявления патологии. При разных формах различаются характер и степень выраженности речевых дефектов. Дизартричная речь – это нарушения в образовании звуков, тональности, силы голоса, которые нередко поддаются медицинской коррекции.

Симптомы развития патологии

У пациента с бульбарной дизартрией может проявляться речевая и неречевая симптоматика. Чтобы вовремя выявить патологию и начать эффективное лечение, нужно точно знать, как она проявляется. Симптомы могут быть разными.

Речевые признаки дизартрии:

  • Речь ребенка неожиданно становится невнятной, даже родители не могут понять, что он говорит. Создается впечатление, что у малыша полный рот каши, и она мешает ему четко произносить звуки.
  • Нарушается артикуляция губ и языка.
  • Голосовые связки становятся менее подвижными, поэтому голос больного становится все тише.
  • Ребенок говорит «через нос», голос становится глухим, в речи отсутствуют звонкие звуки.

Неречевые признаки бульбарной дизартрии:

  • Дыхание становится поверхностным и аритмичным.
  • Мышцы лица малоподвижны.
  • Непроизвольное слюноотделение.
  • Паралич или парез мышц туловища, рук и ног. Ребенок не может нормально передвигаться, неправильно воспринимает пространство.
  • Ребенок не может сфокусировать взгляд на предмете из-за нарушений в работе глазодвигательных мышц.
  • Эмоционально-волевые расстройства.

Опасность бульбарной дизартрии заключается в том, что она может поражать грудных детей, а в таком раннем возрасте распознать патологию бывает довольно сложно.

Молодая мама должна обязательно проконсультироваться с врачом, если во время кормления новорожденный постоянно срыгивает или давится молоком. В 3-4 месяца малыш уже начинает лепетать.

Произношение искаженных звуков – это повод обратиться к логопеду.

Стадии развития заболевания

В медицине псевдобульбарная дизартрия условно подразделяется на три стадии:

  1. Легкая стадия проявляется незначительными нарушениями. Наблюдается небольшая смазанность произношения (особенно шипящих и рычащих звуков). Слух не нарушается. При написании слов некоторые буквы могут меняться местами.
  2. Средняя стадия заболевания встречается наиболее часто. Для неё характерным есть практически полное отсутствие движений мимических. Затрудняется пережевывание пищи в результате того, что язык плохо передвигается. Проблемным также есть и глотание. Разговор таких пациентов невнятный, при произношении слов могут пропускаться по несколько звуков, наблюдается разговор «в нос». При написании слов могут пропускаться даже гласные буквы.
  3. Тяжёлая стадия – анартрия. У пациента наблюдается полное отсутствие мимики в результате неподвижности мышц речевого аппарата. Нижняя челюсть постоянно отвисает, а язык всё время обездвижен. Речь у таких людей полностью отсутствует, лишь иногда могут вырываться нечленораздельные звуки. Данная степень сопровождается нарушением умственных способностей.

Причины развития недуга

В 70% случаев бульбарная дизартрия развивается на фоне врожденного детского церебрального паралича. Головной мозг малыша поражается еще в процессе внутриутробного формирования или в младенческом возрасте (до 1,5-2 лет).

Реже дизартрия развивается, как серьезное осложнение после перенесенного инфекционного заболевания ЦНС – энцефалита, менингита. К провоцирующим факторам дополнительно можно отнести травмы головы, гнойный отит, сотрясение мозга.

Современные медицинские специалисты утверждают, что бульбарная дизартрия может поразить ребенка еще до рождения. Основными причинами внутриутробного развития патологии являются:

Корковая дизартрия у детей и взрослых

Корковая дизартрия у детей

Корковая дизартрия – это комплекс двигательных отклонений речи, возникающих под влиянием очагового поражения коры головного мозга.

Во время диагностики отклонения проводят обязательную дифференциацию с моторной алалией. Встречается как самостоятельное заболевание, так и в совокупности с афазией.

Характеристика патологического отклонения имеет общие и индивидуальные признаки в каждом конкретном случае.

Классификация заболевания

При поражении прецентральной извилины коркового вещества головного мозга нарушается работы мышц, отвечающих за артикуляцию. Поэтому определяющим признаком являются нарушения движений речевого аппарата. Клинически механизм выражается в выпадении гласных звуков, замене щелевых на короткие взрывные. Также трудно воспроизводятся последовательные движения.

В случае вовлечения в патологический процесс постцентральной извилины ребенку трудно повторять аналогичные задания по примеру. Еще одной особенностью проявления патологии является то, что при точечном прикосновении к лицу пациент затрудняется с определением места воздействия.

Причины появления

Предпосылками для развития дизартрии являются логопедические, неврологические и психиатрические нарушения. По структуре они подразделяются на перинатальные, органические, нейрогенные причины.

Часто патология наблюдается у детей с диагнозом ДЦП. То есть один из ее провоцирующих факторов заключается в органическом повреждении ЦНС.

Возникает еще в период развития эмбриона, при родах и у детей в возрасте до 3-х лет.

Во время беременности негативное влияние на нервную систему могут оказывать проявления токсикоза, кислородное голодание плода, хронические патологии будущей матери. В родах вызвать повреждение речевых центров может травма, гипербилирубинемия новорожденных. Высок риск отклонения у недоношенных детей.

К нейрогенным причинам относятся энцефалит и воспаление оболочек головного мозга. Среди других факторов развития дизартрии выделяют «водянку» головного мозга, гнойное воспаление уха, интоксикацию, ЧМТ.

Чаще диагноз ставят в детском возрасте, но иногда и взрослым. В таком случае отмечают взаимосвязь с травмами, инсультом, повреждениями различной тяжести.

Относительным образом могут влиять операции на головном мозге.

Трудности с речью органического характера отмечаются у взрослых больных с рассеянным склерозом, экстрапирамидным синдромом, при церебросклерозе и умственной отсталости. При этом на первом месте находится неврологическая симптоматика. Риск развития патологии присутствует при любом поражении нервной системы или сбоях в работе головного мозга.

Особенности нарушения звуковых характеристик речи

Диагноз дизартрии данного типа устанавливают на основании нарушений произношения большей части звуков, проблем с движениями артикуляционного аппарата.

При отсутствии отклонений с дыханием и изменений голоса ребенок с трудом понимает устную и письменную речь. Из-за пропущенных звуков трудно разобрать, что он говорит.

Нарушение темпа и ритма происходит на фоне недостаточной иннервации мускулатуры. Характеристика корковой дизартрии:

  • снижение темпа речи;
  • замещение или пропуск некоторых звуков;
  • гнусавость.

Основные клинические симптомы дизартрии: нечеткая и смазанная речь, гнусавый голос, отсутствие интонации, изменение темпа и ритма. Яркость проявлений зависит от места поражения, тяжести заболевания. Этот дефект часто сопровождает сложную дислалию, наблюдается у умственно отсталых детей. Чем тяжелее протекает болезнь, тем невнятнее речь больного.

При обширном поражении нервной системы наблюдается отсутствие членораздельной речи (анартрия). Нечеткое произношение появляется из-за полной или частичной неподвижности органов речевого аппарата.

Для получения терапевтического эффекта врач-логопед должен учитывать личностные особенности ребенка. Возможна персеверация – состояние, при котором один и тот же звук повторяется несколько раз.

Нарушение относится к ряду психических отклонений.

Отсутствие лечения приводит к снижению концентрации и внимания, недостаточности словарного запаса. В дальнейшем возникают проблемы с процессом письма, нарушения психики. Взрослые переносят дизартрию тяжело, замыкаясь от социума и впадая в депрессию. Прогноз развития болезни зависит от причины ее вызвавшей, сопутствующих патологий.

Диагностика болезни

Есть ли у пациента корковая дизартрия, определяют невролог и логопед. Работа специалиста по постановке речи заключается в оценке мимики и мускулатуры лица, он смотрит на синхронность дыхания, темп речи и ее качества. В норме дыхание должно быть синхронным, голос не гнусавым. Также оценивается фонематическое развитие речи ребенка.

Невролог выясняет наличие сопутствующих заболеваний мозга, нарушения церебрального кровообращения. Диагностику проводят с помощью КТ и МРТ, метода ЭЭГ, оценки способности мышц к электрической возбудимости, изучения проведения нервных импульсов.

Ребенка с нарушением произношения просят выполнить списывание текста, прочесть его выразительно вслух и пересказать. При этом оцениваются такие характеристики, как темп, ритм и разборчивость.

Терапия

Схема терапии состоит из приема медикаментов, реабилитации у логопеда и невролога, лечебной физкультуры и физиопроцедур.

Комплекс подбирается индивидуально для каждого пациента в зависимости от проявлений дизартрии и сопутствующих патологий в анамнезе.

Логопед использует в своей практике занятия на артикуляцию, упражнения для моторики, массаж языка, дыхательную гимнастику. Их цель заключается в формировании выразительной речи и коррекции произношения звуков.

Логопедический массаж не только улучшает состояние мышц и налаживает кровообращение сосудов, тканей. Он улучшает иннервацию речевой и лицевой мускулатуры. Процесс лечения длительный, задача логопеда добиться правильного и чистого произношения звуков. Только потом переходят к автоматизации процесса в произнесении слов.

При чрезмерно энергичном проведении упражнений может усилиться спастика речевого аппарата.

Невролог прописывает больному ноотропные препараты для улучшения мозгового кровообращения, успокоительные при необходимости, метаболические и сосудистые средства. Альтернативная медицина предлагает для коррекции состояния гирудотерапию, точечный массаж, лечебные ванны.

Как дышат дизартрики? У них нарушена координация речи, поэтому она не плавная. Дыхание поверхностное, сбивается при волнении. Они говорят либо на вдохе, либо на полном выдохе. Для коррекции этого состояния применяют дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой.

Массаж включает такие приемы: поглаживание, щипки, разминание и вибрацию. Чтобы развивать мимику, ребенка учат хмуриться, вытягивать губы. Поочередное расслабление и напряжение приводит к их укреплению.

Массаж внутри ротовой полости не проводят при инфекционных заболеваниях (стоматит, ангина, ОРЗ, высокая температура тела). В таких случаях его заменяют полосканием горла с отварами целебных трав.

Профилактика дизартрии заключается в сотрудничестве специалистов и родителей при наличии факторов риска. Важное значение имеет окружение ребенка и усилия взрослых, предпринимаемые в процессе развития малыша. В раннем периоде необходимо ограждать ребенка от травм головы, нейроинфекций и воздействия токсических веществ.

В том случае, когда корковая дизартрия является следствием тяжелого неврологического заболевания, врачи могут только незначительно улучшить речевую функцию. Логопедическая работа должна быть системной, учитывать причины развития патологии и возраст пациента.

Что такое корковая дизартрия у детей и как она проявляется

Корковая дизартрия у детей

Корковая дизартрия – это группа моторных расстройств речи, возникающих по различным причинам. Основным провоцирующим фактором патологии служит очаговое поражение коры головного мозга, что впоследствии приводит к нарушению произвольных движений органов речи. Диагностировать такую форму дизартрии довольно проблематично и нередко ее путают с моторной алалией.

Выделяют два варианта дизартрии: кинетическая и кинестетическая. У взрослых пациентов иногда отмечается смешение корковой дизартрии с моторной афазией.

Признаки и симптомы заболевания

Для корковой дизартрии характерно нарушение произношения большинства звуков и особенно согласных. При такой патологии возникают проблемы с моторикой артикуляции. У ребенка не нарушено речевое дыхание и голос, но при этом возникают трудности с чтением, письмом и пониманием речи. Ребенок часто пропускает или заменяет звуки, что делает его речь малопонятной для окружающих людей.

Для корковой дизартрии характерны темпо-ритмические нарушения, то есть отсутствует плавность речи. В то же время, при разговоре ребенок более длительно произносит звуки, слоги и слова, и создается впечатление, что речь замедлена.

Со стороны можно подумать, что ребенку проблематично управлять языком и губами, и это действительно так.

Это объясняется тем, что при нарушении иннервации мускулатуры, принимающей участие в произношении звуков, их артикуляционный уклад не имеет нужного уровня автоматизма.

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

https://www.youtube.com/watch?v=GJE5bEKktEw

Заподозрить корковую дизартрию можно по следующим первым признакам:

  • замедленный темп речи;
  • замена и пропуск звуков;
  • снижение уровня фонации и появление гнусавости речи.

Последствия такой формы дизартрии отражаются на общем состоянии центральной нервной системы ребенка. Это приводит к тому, что возникают такие осложнения, как резкое снижение словарного запаса, пониженное внимание и проблемы с запоминанием. Кроме этого, при корковой дизартрии нарушается процесс письма и чтения, а также отмечаются двигательные и психоэмоциональные расстройства.

У взрослых пациентов с диагнозом «дизартрия» отмечается состояние депрессии по причине проблем с коммуникацией и резком ограничении круга общения.

Лечение

Коррекция корковой дизартрии предполагает систематический прием медикаментозных средств, реабилитационные мероприятия, лечебную физкультуру и физиопроцедуры. После проведения необходимых обследований неврологом подбирается специальный комплекс мероприятий с учетом индивидуального случая.

В логопедии коррекция корковой дизартрии осуществляется с помощью:

  1. артикуляционных занятий;
  2. пальчиковых упражнений;
  3. логопедического массажа языка;
  4. коррекции звукопроизношения;
  5. дыхательной гимнастики;
  6. формирования выразительной речи.

В домашних условиях, под контролем родителей, ребенок принимает ноотропные, седативные, метаболические и сосудистые препараты, назначенные врачом.

Кроме этого, борьба с различными формами речевого нарушения может проводиться с применением следующих процедур:

  • гирудотерапия;
  • точечный массаж;
  • лечебные ванны;
  • ЛФК;
  • физиолечение.

Последовательность постановки и автоматизации звуков зависит от того, какие артикуляционные уклады на данный момент наиболее доступны ребенку.

К автоматизации звуков в словах, предложениях и связной речи при корковой дизартрии переходят после достижения чистого их произношения в изолированном виде.

Сам процесс коррекции требует намного больше времени и настойчивости, чем при таком речевом нарушении, как дислалия.

Профилактика

Дизартрия успешно поддается коррекции, но только в том случае, если удается выявить болезнь в раннем возрасте и сразу же приступить к лечению. Важное место в успехе всех мероприятий принадлежит окружению ребенка и его личным усилиям в процессе лечения.

В том случае, если речь идет о таком неврологическом расстройстве, как корковая дизартрия у детей, то врачи не спешат делать какие-либо прогнозы. Дело в том, что кора головного мозга является довольно серьезной сферой для предположений необоснованного характера.

При осложненных формах такого речевого нарушения возможно лишь незначительное улучшение состояния речевой функции. Не последнее место в развитии детей с различными видами дизартрии принадлежит преемственности логопедических учреждений.

В пренатальном периоде, при наличии провоцирующих факторов, профилактика речевого нарушения должна проводиться с самого рождения ребенка. Следует оградить его от черепно-мозговых травм, нейроинфекций и полностью исключить опасность воздействия на организм токсинов и химических веществ.

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия у детей

Корковая дизартрия — это нарушение речевой артикуляции вследствие расстройства механизмов центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов на уровне церебральной коры.

Клинически проявляется утратой членораздельности, темпа и ритмичности речи, заменой отдельных звуков, разделением аффрикатов при сохранении смысловой части высказывания. Диагностика осуществляется методами логопедического, неврологического исследования.

Для определения этиологии поражения коры дополнительно назначаются нейровизуализационные методики. Лечение включает терапию причинной патологии, логопедическую коррекцию, фармакотерапию, кинезиотерапию, массаж, психокоррекцию.

Дизартрия — латинский термин, обозначающий нарушение артикуляции. Разделение дизартрии на центральную и периферическую впервые было проведено в 1911 году. В 1926 году отечественным профессором неврологом М. С. Маргулисом была предложена более подробная классификация, основанная на локализации очага церебрального поражения, выделена корковая форма дизартрии.

Клинически корковая дизартрия сходна с моторными формами афазии, что затрудняет её диагностику и требует тщательного нейролингвистического анализа. Точные данные о распространённости патологии в неврологической и логопедической практике отсутствуют. У детей корковая дизартрия чаще является следствием перинатальных поражений ЦНС, у взрослых — опухолей и ЧМТ.

Корковая дизартрия

Данная форма нарушений речи наблюдается при фокальном органическом поражении нижних участков пре- и постцентральных зон коры, на которые проецируются артикуляционные органы: язык, губы, мягкое нёбо, челюсти, глотка, щёки. Этиологические факторы, обуславливающие поражение коры, полиморфны и несколько разнятся у детей и взрослых. Наиболее значимыми этиофакторами являются:

  • Черепно-мозговые травмы. Травмирование происходит при открытых повреждениях с вдавлением костей черепа, закрытых травмах с ушибом, тяжёлым сотрясением головного мозга. Возможно сдавление коры увеличивающейся посттравматической субдуральной или эпидуральной гематомой.
  • Опухоли головного мозга. Конвекситальные новообразования мозга, оболочек (менингиомы) обуславливают фокальную компрессию церебральной коры. Внутримозговые опухоли (глиомы, астроцитомы), подлежащие соответствующим отделам коры, в случае инфильтративного роста вызывают их деструкцию, в отсутствие инфильтрации — сдавление.
  • Менингоэнцефалиты. Воспалительное поражение оболочек и вещества мозга может стать осложнением различных общеинфекционных заболеваний (кори, герпеса, краснухи, ОРВИ), очагов хронической гнойной инфекции (отита, синусита, околочелюстного абсцесса), специфического инфекционного процесса (туберкулёза, сифилиса). Набухание мозговых оболочек, отёчность церебрального вещества провоцируют сдавление отдельных корковых участков и питающих их сосудов, что приводит к дисфункции нейронов, участвующих в регуляции артикуляционного механизма.
  • Инсульты. Ишемический инсульт становится причиной гипоксии корковых нейронов вследствие недостаточного кровоснабжения. Геморрагический инсульт вызывает сдавление корковых тканей излившейся кровью. Отсутствие быстрого восстановления церебрального кровотока, нарастание внутримозговой гематомы ведёт к гибели ответственных за артикуляцию нейронов.
  • Перинатальная патология. В педиатрической практике корковая дизартрия наиболее часто формируется под воздействием неблагоприятных внутриутробных условий развития (гипоксии плода, внутриутробной инфекции, гемолитической болезни), травм и асфиксии новорожденного в ходе родов. К факторам риска относятся тяжёлый гестоз, быстрые роды, применение акушерских щипцов, операции (вакуум-экстракции).

Нарушение отличается патогенетическим полиморфизмом. В его рамках различают два основных механизма формирования речевых нарушений. Первый реализуется при поражении передней центральной извилины.

Сложности артикуляции возникают вследствие центрального пареза мышц языка и мимической мускулатуры.

Близкое к артикуляционным органам расположение представительства кисти в моторной корковой зоне обуславливает частое сочетание речевых расстройств с повышением тонуса в мышцах руки.

Второй патогенетический механизм определяется при локализации очага в постцентральных отделах. Он связан с нарушением обработки полученных афферентных импульсов, информирующих о состоянии артикуляционных органов.

Отсутствие обратной информации делает невозможным адекватную корректировку артикуляционных движений, осуществляемую соответствующими отделами моторной зоны.

Возникает артикуляционная апраксия — нарушение программирования последовательности и силы движений, реализующих речевую функцию.

Разнородность нарушений, различная степень их проявлений обуславливают применение двух классификаций в практической неврологии.

Подобно другим видам дизартрии, корковая форма по выраженности речевой дисфункции делится на четыре степени – от стёртой дизартрии до полной анартрии.

С учетом локализации патологического очага и патогенетического механизма дизартрия классифицируется на два основных варианта:

  • Афферентная (кинестетическая). Возникает при поражении постцентральных корковых зон доминантного полушария. Сочетается с оральной апраксией, апраксией движений контрлатеральной кисти. Характеризуется поиском правильной артикуляционной укладки для произнесения необходимого звука.
  • Эфферентная (кинетическая). Формируется при очаге в передних центральных зонах коры. Часто сочетается с контрлатеральным гемипарезом. Типична замедленность, отсутствие речевой плавности, иногда — послоговое проговаривание.

Первыми симптомами речевого расстройства являются темпо-ритмические нарушения: замедленность экспрессивной речи, утрата её плавности и автоматизма. Создаётся впечатление, что пациенту трудно шевелить губами и языком, что вполне соответствует действительности.

Ключевым проявлением выступает расстройство произнесения переднеязычных звуков, связанное с нарушением иннервации мышц языка. В речевой продукции происходит замена или пропуск артикуляционно сложных звуков. В результате речь больного становится смазанной, непонятной.

Содержательная часть речи остаётся сохранной.

Афферентная корковая дизартрия

Характеризуется поиском правильного положения артикуляционных органов, что делает речь прерывистой, толчкообразной. Повышенная напряжённость артикуляции обуславливает усиление громкости голоса, избирательное оглушение звонких согласных.

Замедление переходных этапов артикуляции приводит к появлению звуков-вставок. Наблюдается раздельное или частичное проговаривание аффрикатов («ц»=«т»+«с»), замена щелевых согласных на смычные.

Отмечается некоторое расстройство лицевого гнозиза, пациент неточно указывает место прикосновения к различным точкам на лице.

Эфферентная корковая дизартрия

Сопровождается затруднённым переходом между звуками, удлинением ударных гласных, согласных в начале и конце слова (например, «вввнизу»). Определяется нарушение артикуляции апикальных (л) и какуминальных (ш, ж, р) согласных, требующих участия кончика языка, их замена дорзальными звуками (т, д). Характерно усреднённое произнесение отдельных звуков («д» и «т» произносятся как «тс»).

Выявляются сложности удержания артикуляционной позы, вставки и пропуски звуков в словах. Типично обилие пауз внутри слова, в тяжёлых случаях — разрыв слова на отдельные слоги. Артикуляция дополняется множеством синкинезий: высовыванием языка, наморщиванием лба, зажмуриванием глаз. Дизартрия нередко сочетается с правосторонним гемипарезом.

В детском возрасте корковая дизартрия негативно сказывается на общем состоянии ЦНС и становлении речи. Отмечается снижение внимания, способности к запоминанию информации. Плохо набирается словарный запас, формируется общее недоразвитие речи.

Дефект произносительной стороны речи влечёт за собой нарушение восприятия фонем, возникает фонетико-фонематическое недоразвитие. Указанные расстройства препятствуют успешному обучению ребёнка письму, чтению.

Развивается вторичная дисграфия, дислексия.

У взрослых обусловленные речевым дефектом проблемы коммуникации вызывают дисбаланс психоэмоциональной сферы. Больные остро переживают сложившуюся ситуацию, становятся упрямыми, раздражительными или, напротив, замкнутыми, склонными к депрессии.

Диагностические сложности представляет корковая дизартрия у детей младше 2 лет. Нарушения речи у них можно заподозрить по сниженной речевой активности. Вид речевого расстройства устанавливается путём всестороннего логопедического и неврологического обследования. Инструментальные исследования необходимы для уточнения этиологии поражения. Полный комплекс диагностических процедур включает:

  • Консультацию невролога. В неврологическом статусе зачастую определяется асимметрия лица, парез мимической мускулатуры, гипертонус мышц языка, отклонение его кончика от средней линии. Выявляются элементы апраксии артикуляционного аппарата, затруднение при выполнении последовательности действий по заданию. Возможно наличие центрального спастического гемипареза, гемигипестезии.
  • Консультацию логопеда. Подтверждает речевое напряжение, замедленность, прерывистость речевой продукции. При исследовании устной речи наблюдается замена звуков, выпадение отдельных фонем, появление вставочных звуков. Содержательная сторона высказывания, речевое дыхание не нарушены, фонематический слух сохранен. У детей может диагностироваться ФФН и ОНР.
  • Нейровизуализацию. Томографические методы исследования позволяют установить морфологический субстрат заболевания. При травмах, оболочечных гематомах и опухолях более информативна КТ головного мозга. В диагностике инсультов, церебральных новообразований, воспалительных фокусов предпочтение отдаётся МРТ головного мозга. В сложных диагностических случаях рекомендовано проведение обоих исследований, а также ПЭТ-КТ.
  • Люмбальную пункцию. Выполняется при подозрении на воспалительно-инфекционную этиологию для забора ликвора. Исследование цереброспинальной жидкости (ликвора) позволяет выявить воспалительные изменения, провести бакпосев, ИФА, ПЦР-диагностику для верификации возбудителя.

Корковая дизартрия требует дифференцировки от иных речевых расстройств. От акустико-гностической, акустико-мнестической, динамической афазии она отличается сохранностью смысловой стороны высказывания, сложностью артикуляции отдельных звуков.

Различия с афферентной моторной афазией заключаются в артикуляционных сложностях как в произвольных, так и в автоматизированных высказываниях, отсутствием речевых эмболов, у взрослых — сохранностью письма и чтения.

В отличии от бульбарной дизартрии, корковая не сопровождается атрофией и фасцикуляциями языка.

Терапия речевых расстройств проводится на фоне этиопатогенетического лечения причинной патологии (посттравматических нарушений, инсульта, энцефалита, опухоли, перинатальной энцефалопатии).

Успешное восстановление речи возможно при комплексном подходе к реабилитации пациента, достигается усилиями логопеда, невролога, реабилитолога, клинического психолога.

Восстановительная терапия включает следующие медикаментозные и немедикаментозные методы:

  • Логопедические занятия. Работа по коррекции дизартрии должна начинаться в ранние сроки, сопровождаться развитием мотивации больного. Основными методами являются артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, постановка трудных в артикуляции звуков и их автоматизация, развитие мелкой моторики. У детей дошкольного возраста проводятся занятия по коррекции ФФН.
  • Фармакотерапию. Медикаментозная поддержка необходима для активации метаболических процессов в ЦНС с целью восстановления утраченных функций. Применяются нейрометаболиты, ноотропные фармпрепараты, медикаменты для улучшения церебральной гемодинамики. По показаниям осуществляется медикаментозная психокоррекция седативными средствами, антидепрессантами.
  • Общую реабилитацию. Используется общий массаж, кинезиотерапия, рефлексотерапия. Проводится массаж, механотерапия и лечебная физкультура для паретичных конечностей. Важным моментом является психологическая реабилитация больного, включающая психологическое консультирование, арт-терапию, релаксационные методики, групповые тренинги.

В случае успешного лечения основной патологии и комплексной логопедической реабилитации прогноз благоприятный.

Степень восстановления речи зависит от этиологии поражения, выраженности речевых нарушений, возраста и психологического состояния больного.

Наиболее сложно поддаётся коррекции корковая дизартрия на фоне детского церебрального паралича, перинатальных травм ЦНС, пожилого возраста, депрессии.

К мерам профилактики относятся предупреждение травматизма, лечение цереброваскулярной патологии, исключение онкогенных влияний, повышение сопротивляемости организма инфекционным агентам. Профилактика дизартрии у детей включает грамотное ведение беременности и родов, своевременную коррекцию осложнений беременности, адекватный выбор способа родоразрешения.

Корковая дизартрия: причины и симптоматика

Корковая дизартрия у детей

Корковая дизартрия – это расстройство речевой артикуляции, вызванное нарушением центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов. Патология затрагивает церебральную кору головного мозга.

При возникновении болезни можно наблюдать характерные симптомы, такие как утрата членораздельности речи, нарушение ритма и темпа разговора, замена отдельных звуков, а также гипертонус мышц лица.

При появлении заболевания важно пройти профессиональную диагностику для того, чтобы улучшить своё самочувствие. Только после проведения обследований врач сможет назначить лечение для нормализации функции речевого аппарата.

  • 1. Причины
  • 2. Симптоматика
  • 3. Методы диагностики
  • 4. Лечение

Причины

При корковой дизартрии важно определить первопричину заболевания, чтобы можно было подобрать индивидуальную схему лечения. Следует рассмотреть основные провоцирующие факторы, чтобы примерно понимать, с чем приходится иметь дело.

Основные причины:

  • Травмы черепно-мозговой коробки. Нарушение речи может возникнуть при открытых повреждениях, при которых происходит вдавливание костей черепа. Также к патологии могут привести ушибы и сотрясение головного мозга.
  • Опухоль головного мозга. Новообразования способны приводить к сдавлению головного мозга. Из-за этого могут появиться расстройства речи, для устранения которых важно избавиться от опухоли.
  • Инсульты. При ишемическом инсульте нередко возникают проблемы с речью, связано это с гипоксией корковых нейронов. При геморрагическом инсульте сдавление головного мозга происходит из-за накопившейся крови. Если не восстановить быстро церебральный кровоток, произойдёт нарастание внутримозговой гематомы с последующей гибелью нейронов, отвечающих за артикуляцию.
  • Перинатальная патология. Часто корковая дизартрия возникает у людей ещё в период внутриутробного развития. Болезнь появляется из-за гипоксии плода, перенесённой матерью инфекции, травм головы, полученных при появлении на свет. Также повышают вероятность возникновения артикуляционных расстройств стремительные и затяжные роды.
  • Воспалительные заболевания. Даже корь, ОРВИ, герпес и краснуха могут привести к такому осложнению, как корковая дизартрия. Также болезнь возникает из-за отита, синусита и абсцесса. У человека наблюдается набухание мозговых оболочек и отёчность церебрального вещества. Из-за этого сдавливаются корковые области и питающие их сосуды, возникает дисфункция нейронов, принимающих участие в регуляции артикуляционного процесса.

При обращении к врачу удастся однозначно понять, с чем именно приходится иметь дело. После выяснения первопричины врач сможет назначить правильное лечение. При этом человеку обязательно следует знать симптомы, потому как в этом случае удастся сразу после их возникновения обратиться к доктору. Чем раньше начать лечение, тем больше будет шансов избавиться от болезни.

Симптоматика

При корковой дизартрии происходит нарушение в произношении большинства звуков. Наблюдаются проблемы с артикуляцией, при этом голос и дыхание остаются без изменений. Ребёнку тяжелее освоить навыки письма, чтения и понимания речи. Пациент нередко пропускает или заменяет звуки, из-за этого его слова становятся неразборчивыми для окружающих.

При корковой дизартрии наблюдается нарушение темпа речи, а также ритма. В разговоре нет плавности, несовершеннолетний растягивает слоги и слова, будто пытаясь их из себя выдавить. Ребёнку тяжело управлять своими губами и языком, потому как происходит расстройство иннервации мускулатуры, которая участвует в произношении звуков.

Главные проявлениякорковой дизартрии:

  • Слишком медленный темп речи.
  • Пропуск или замена звуков.
  • Речь становится гнусавой, словно человек говорит «в нос».

Данная форма дизартрии негативно сказывается на общем состоянии центральной нервной системы несовершеннолетнего.

Из-за болезни можно наблюдать различные осложнения, такие как недостаток словарного запаса, пониженная концентрация внимания, ухудшение память.

Если ребёнок ранее не умел читать и писать, тогда ему будет сложно освоить данные навыки. Присутствуют психоэмоциональные и двигательные расстройства.

У совершеннолетних пациентов на фоне корковой дизартрии возникает депрессия. Связано это с возникшими проблемами с коммуникацией. Человек способен разговаривать только с ограниченным кругом людей. Посторонние его не понимают из-за нарушения речевой функции.

Корковая дизартрия должна быть своевременно диагностирована, чтобы была возможность восстановить речь. Понадобится обратиться к врачу для того, чтобы пройти профессиональную диагностику и подобрать подходящую схему лечения.

При лёгких формах болезни выше вероятность полностью восстановить речевую функцию.

Методы диагностики

Корковая дизартрия у детей в возрасте до 2 лет определяется при снижении речевой активности. При этом диагностировать болезнь у младенцев значительно сложнее, чем у взрослых людей. Все пациенты направляются на различные исследования, по итогам которых можно сделать вывод о состоянии здоровья. Только врач будет решать, на какие обследования направить конкретного человека.

Способы диагностики:

  • Консультация логопеда. Врач сможет выявить речевое напряжение и артикуляционные нарушения. Во время исследования устной речи у ребёнка наблюдается замена звуков, выпадения различных фонем. При этом содержание предложений не нарушается, также не становится хуже речевое дыхание.
  • Консультация невролога. У пациента наблюдается асимметрия лица, парез мимической мускулатуры и мышечный гипертонус языка. Присутствует апраксия артикуляционного аппарата, трудности при выполнении различных действий.
  • Нейровизуализация. Применяются КТ и МРТ головного мозга, при помощи которых можно выявить причину заболевания. Это могут быть новообразования, инсульты, воспалительные процессы, гематомы. Обследования позволяют оценить состояние головного мозга с разных ракурсов. Если присутствуют патологии, спровоцировавшие корковую дизартрию, они будут выявлены.
  • Люмбальная пункция. Проводится при подозрениях на воспалительный или инфекционный процесс. При ней выполняется забор ликвора. Исследование спинальной жидкости выявляет воспаления. При необходимости удаётся определить вид возбудителя инфекции.

Корковая дизартрия должна быть дифференцирована от других расстройств речи. По результатам исследования врач подтвердит наличие заболевания и определит степень.

В обязательном порядке будет назначено лечение, которое позволит восстановить речевую функцию. Пациент должен настроиться на длительную терапию и реабилитацию.

Может потребоваться не один год для того, чтобы улучшить произношение слов.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.