Синдром Каннера — аутизм синдрома Каннера у детей: советы от специалистов ABA

Содержание

Синдром Каннера — он же ранний детский аутизм

Синдром Каннера — аутизм синдрома Каннера у детей: советы от специалистов ABA

Синдром Каннера (он же – ранний детский аутизм) является тяжелой формой нарушения развития, симптомы которого сводятся к выраженному искажению нормальных психических процессов, поражающему, прежде всего, функции психосоциального и когнитивного уровня.

Для больных с рассматриваемым отклонением характерно стремление отстраняться от социальных контактов, вести замкнутый образ жизни. У них отмечаются неправильные сенсорные реакции, проблемы с развитием речевой функции.

Для постановки диагноза, специалист проводит динамическое наблюдение пациента с целью выявления свойственных для изучаемой патологии отклонений. Лечение базируется на синдромальных принципах в комплексе с коррекционной педагогической работой.

Основные сведения о патологии

Синдром Каннера основывается на стойких поведенческих, коммуникабельных и социальных нарушениях.

В соответствии с усредненными статистическими данными, заболевание проявляется у 2-4 детей из 10 000. При этом пациенты мужского пола болеют в 3-4 раза чаще, чем девочки

Первые симптомы отклонения возникают до достижения 3-летнего возраста. Основная клиническая картина складывается к 2-5 годам.

В среднем у 0,2% больных параллельно с ранним аутизмом развивается
умственная отсталость. Что примечательно, у малышей старше 5 лет изучаемый недуг не диагностируется.

При наличии соответствующих симптомов, говорят о прочих отклонениях психического развития, преимущественно о шизофрении.

Причины появления заболевания

Достоверно причины возникновения заболевания, равно как и механизм его развития, полностью не установлены. Наряду с этим, существует множество гипотез и теорий.

Так, к примеру, в соответствии с положениями генной теории, детский аутизм возникает по причине генетических отклонений.

Если же верить тератогенной теорией, синдром появляется по причине воздействия на организм будущей матери разнообразных неблагоприятных средовых и экзогенных факторов. Из-за этого нарушается развитие нервной системы формирующегося плода, что в перспективе может привести к раннему аутизму.

В качестве неблагоприятных факторов рассматривают:

  • неправильное питание, подразумевающее прием в пищу продуктов с содержанием нитратов, консервантов;
  • употребление алкогольных напитков, наркотиков, курение;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • сильные стрессы;
  • внутриутробные инфекции;
  • воздействие радиации, фенола.

В соответствии с усредненными статистическими данными, до 30% больных с синдромом Каннера страдают эпилепсией. В данном случае имеет место перинатальная энцефалопатия, к возникновению которой чаще всего приводят такие факторы как: гипоксия формирующегося плода, токсикозы, родовые травмы и т.д.

По альтернативным теориям, рассматриваемый синдром может формироваться в результате нарушений иммунного, инфекционного, гормонального, а также метаболического плана.

Формы проявления отклонения

Болезнь относится к категории общих психических нарушений, сопровождающихся проблемами социально-бытового характера.

В эту же группу входят атипичный аутизм и синдром Ретта.

В соответствии с особенностями этиологии, болезнь классифицируется на следующие группы:

  • эндогенно-наследственная – возникает по причине хромосомных нарушений;
  • экзогенно-органическая;
  • психогенная.

В отдельную группу относят ранний аутизм неясного происхождения.

В большинстве своем специалисты придерживаются классификации, предложенной К. С. Лебединской, разделившей больных детей на 4 основные группы.

  1. Отрешенные от окружающего. Таким пациентам не нужны социальные контакты, они не способны самостоятельно себя обслуживать.
  2. Отверженные от окружающего. Проявляются стереотипии сенсорного, речевого и двигательного типа, пациенты зачастую гипервозбудимы, не имеют чувства самосохранения.
  3. Замещающее окружающее. Проявляют страсть к отдельным предметам, имеют своеобразные интересы, эмоциональная привязанность к близким отсутствует.
  4. Сверхтормозимые к окружающему. Такие дети быстро истощаются, они ранимые, пугливые.

Симптомы недуга

Основные симптомы следующие:

  • отсутствие стремления к взаимодействию с другими людьми;
  • нарушения нормальных сенсорных реакций;
  • стереотипии в различных проявлениях;
  • нарушения развития коммуникативных функций.

Первые проблемы в плане социального взаимодействия возникают уже в раннем возрасте. Больной ребенок практически никогда не улыбается, он может не реагировать на клич по имени, избегать зрительного контакта, бояться посторонних, не общаться с другими детьми, не проявлять позитивных эмоций.

На привычные для большинства здоровых людей раздражители больные дети реагируют неадекватно. К примеру, даже неяркие вспышки гнева и незнакомый шум может вызвать страх, либо же, напротив, малыш не будет проявлять абсолютно никакой реакции, словно не замечая, что происходит.

Детям-аутистам чужды тактильные контакты – они никак на них не отвечают либо сопротивляются. Отмечается быстрая утомляемость от различной деятельности и простого общения.

Поведение развивается по стереотипному типу: действия и движения однообразные, все делается по заранее выбранному плану и шаблонам, отмечается привязанность к привычной обстановке. Мелкая моторика слаборазвита, присутствует двигательная неловкость, возможны повторяемые действия. Навыки самостоятельного обслуживания формируются позднее положенного.

У больных малышей отмечается запоздание характерного детского лепета и гуления. Самостоятельная речь развивается намного позже, чем у здоровых людей. Словарный запас скуден и однообразен.

Физическое развитие в большинстве случаев не страдает, но интеллект зачастую снижен. Более чем у половины пациентов отмечаются нарушения функции пищеварения.

Диагностирование и лечение

В соответствии с общепринятой медицинской классификацией болезней, о наличии рассматриваемого синдрома говорят в следующих случаях:

  • при наличии выраженных проблем социального взаимодействия;
  • при наличии коммуникативных нарушений;
  • при стереотипности поведенческих проявлений.

Диагноз не ставится сразу – специалисту нужно понаблюдать за больным. Работа ведется комплексно с задействованием педиатра, психолога, психиатра, логопеда, невролога и, при необходимости, представителей других областей. Применяются всевозможные тесты, опросники и т.д.

При наличии судорожного синдрома, могут рекомендоваться КТ и МРТ. Если имеют место неврогенетические нарушения, пациенту рекомендуют проконсультироваться с генетиком. Лечением расстройств пищеварения занимается гастроэнтеролог.

Параллельно должны быть выполнены диагностические мероприятия, направленные на исключение/подтверждение наличия других заболеваний психики, перечень которых обычно включает: олигофрению, расстройства депривационного типа, задержки развития, шизофрению.

Полностью устранить рассматриваемый недуг силами современной медицины невозможно. Медикаменты назначаются для устранения симптомов.

При необходимости больной принимает препараты следующих групп:

  • противосудорожные;
  • психостимулирующие;
  • антипсихотические.

В некоторых случаях положительные подвижки отмечаются при использовании методов электроакупунктуры.
Достоверные сведения о целесообразности и эффективности использования разнообразных экспериментальных терапевтических методик, к примеру, диеты без содержания глютена, отсутствуют.

Ключевые позиции в борьбе с изучаемым отклонением неизменно отводятся психотерапии. Пациенту показана психолого-педагогическая коррекция, работа с логопедом, помощь дефектологического характера. Практикуются игро-, трудо-, музыко-, арт-терапии.

В процессе сопутствующего обучения следует делать ставки на лучшие качества ребенка. К примеру, некоторым детям-аутистам нравится математика, другие проявляют успехи в живописи.

Ввиду невозможности избавиться от патологии в детстве, болезнь неизбежно даст о себе знать в период взросления пациента.

В идеале, если недуг удается обнаружить в раннем возрасте и начать его правильно лечить, по статистике более чем 30% детей удается в достаточной степени социально адаптироваться.

Без своевременной квалифицированной помощи более 65-70% больных остаются глубокими инвалидами, не имеющими навыков для самостоятельного обслуживания и взаимодействия с другими людьми.

Ввиду того что достоверные причины возникновения патологии неизвестны, дать какие-то конкретные рекомендации невозможно.

Можно лишь привести общие советы для женщин, собирающихся в ближайшем будущем стать мамами:

  • грамотно планируйте беременность;
  • правильно питайтесь;
  • не подвергайте свой организм воздействию любого рода неблагоприятных факторов;
  • не общайтесь с инфекционными пациентами;
  • придерживайтесь рекомендаций ведущего вас специалиста.

Таким образом, синдром Каннера – это сложная многогранная болезнь, полностью избавиться от которой в настоящее время, к сожалению, невозможно. Людям, столкнувшимся с этой бедой, можно лишь пожелать удачи и терпения.

Аутизм у ребенка. Синдром раннего детского аутизма (РДА)

Синдром Каннера — аутизм синдрома Каннера у детей: советы от специалистов ABA

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

Симптомы и причины

На сегодняшнее время все чаще встречается такой диагноз, как ранний детский аутизм.

Поскольку еще не найдены причины происхождения болезни и нет точной лабораторной диагностики аутизма, то зачастую, диагноз ставится ошибочно.

В нашей практике бывают случаи, когда мы снимаем ранее поставленный диагноз аутизма, или наоборот, выясняется, что происходящее с ребенком является аутизмом, а не, например, последствиями перинатальной патологии.

Аутизм – отклонение в развитии ребенка, касающееся общепринятой модели социальной сферы и общения, а также области поведения и использования речи.

Ребенок отгораживается от внешнего мира всеми возможными способами, например, не проявляет эмоций и не откликается, когда к нему обращаются, не хочет исследовать что-то новое, все неизведанное приводит его в стресс.

Аутистичный ребенок всегда стремится к постоянству, поэтому может повторять одни и те же движения (стереотипии), издавать одни и те же звуки (вокализмы), кушать одну и ту же еду и ходить по одним и тем же маршрутам: в неизменных условиях ему спокойно и привычно.

Но это не значит, что ему безразлично все, что происходит вокруг него! Аутистичный ребенок все прекрасно видит и замечает, просто все эмоции и реакции спрятаны внутри него самого и он просто не умеет их опознавать и выражать так, чтобы его правильно поняли. Всему этому можно научить, терпеливо и мягко направляя его и обучая этим навыкам.

Такие дети чаще всего бывают очень чувствительными сенсориками, у них может быть развито обоняние и тактильные ощущения, чем можно воспользоваться при обучении, например, учить алфавит, изготавливая буквы из различных материалов, где каждая буква будет иметь свой запах, выпекая их из теста, читая книжки, которые можно потрогать, с шуршащими страницами, с аппликациями из разной ткани и фактуры, рисуя буквы его рукой на песке или на теле, вылепляя их из пластилина и т.д.  Из-за повышенной чувствительности, ребенку может быть очень тяжело воспринимать громкие звуки, шум толпы, все, что он слышит во внешней среде. При этом, сам он может совершенно спокойно издавать не совсем приятные и не понятные для обычного человека звуки или громко и продолжительно стучать, шуметь. В его внутреннем мире это будет исследованием окружающего пространства, либо использоваться как средство для самоуспокоения.

Самая главная отличительная черта ребенка с аутизмом – невозможность комплексного и слаженного восприятия окружающего пространства.

Существует сильная разобщенность и узкий профиль работы каналов восприятия, например, в то время когда один канал работает (допустим, визуальный), остальные блокируются и отключаются из общего процесса, чтобы не мешать концентрации и не смешивать внимание. Но зато тот, что активен, может работать на все 100%.

 (чего не может достигнуть обычный человек) Именно это приводит к феноменальной концентрации и достижению успеха, особенно, в математических и точных науках. Сюда же относится часто встречающаяся избирательная, но очень прочная память и быстрое запоминание большого объема информации.

Аутистичный ребенок, по сути, представляет собой некий «калейдоскоп», из умений, знаний, возможностей и их проявлений. К примеру: совершенно не умеет разговаривать, но при этом пишет высокоинтеллектуальные и философские тексты, не соответствующие его возрасту.

Или может быть моторно-неловким в обычной жизни, но в каких-то ситуациях ловко и стремительно забирается на большую высоту или преодолевает препятствия с закрытыми глазами.

Решает сложные задачи на несколько уровней выше задач, предназначенных для его возраста, но не умеет завязывать ботинки и ловко чистить зубы.

Им свойственно щепетильное и тотальное сохранение собственного пространства, в том виде, который они для себя выстраивают и к которому привыкают. Это дает им возможность не отвлекаться на изменения во внешней среде и сосредоточиться на том, чем они занимаются, погружаться в процесс максимально глубоко.

Возможно, именно поэтому они так не любят смотреть в глаза другим людям, боясь войти в сферу мыслей и ощущений другого человека, ведь для этого приходится выйти из своего личного пространства.

С этой же особенностью связаны трудности в обучении, где главным условием является навязчивое и упорное повторение неких действий за родителем или педагогом.

Когда аутист копирует кого-то, то это может восприниматься им как отказ от своего “Я” и уход от своего внутреннего мира, который он тщательно выстраивает и куда постоянно погружен.

Самым оптимальным вариантом будет обучение в игре, когда ребенку становится предельно интересно и он САМ решает включиться в эту игру и делать тоже самое, что делает другой человек.

Нужно лишь помочь ему на начальном этапе, обращая внимание и заинтересовывая происходящим, постепенно включая в общую игру.

Первичный тест для родителей на наличие синдрома раннего детского аутизма у ребенка

Присутствие синдрома возможно, если Вы ответили “да” на несколько вопросов (но окончательный диагноз может поставить только врач):
20 признаков расстройства аутистического спектра: 

  1. Ребенок не реагирует на уход/возвращение матери в младенчестве.
  2. Имеет частичное или полное отсутствие зрительного контакта с окружающими.

  3. Не употребляет местоимение “Я”. Может говорить про себя во 2-ом лице или называть себя по имени.
  4. Не проявляет интереса к окружающим его людям и внешнему миру.
  5. Играет почти всегда один. Практически никогда не играет с другими детьми.
  6. Может не реагировать на обращения, просьбы или запреты.

  7. Не повторяет действия за родителями или другими детьми.
  8. Зато сам может повторять за кем-то слова и целые предложения (эхолалия), пересказывать передачи и мультфильмы.
  9. Не играет в игрушки (дети аутисты особенно избегают кукол).
  10. Любит выстраивать фигуры в ряд, раскладывать по критериям, цветам и все систематизировать.

  11.  Начал говорить и развивать словарный запас, потом резко остановился в развитии и замолчал. Речь очень ригидная и скудная. Часто имеет задержку речевого развития.
  12. Общается механистически, не используя жестов и мимики лица.
  13. Не переносит тактильность и прикосновения любого рода. Но иногда при желании может сам проявить нежность к особо близким людям.

  14. Боится громких и неизвестных звуков, закрытых дверей, темноты или яркого света.
  15. Имеет (простые и вычурные) стереотипные движения, пользуется ими для успокоения. Чаще всего это раскачивания, тряска руками или головой.
  16. Не переносит ничего нового. Новых мест, новой еды, одежды и т.д. Неофобия.
  17. Имеет избирательное питание.

    Может выбирать еду по цвету и по форме.

  18.  Может проявлять сильную агрессию при вторжении в его пространство, либо при изменении привычных для него схем, при насильном обучении и т.д.
  19. Склонен к аутоагрессии. К примеру, может раскачиваться и биться головой, что тоже будет являться успокоением при сильном стрессе.

  20. Неадекватно реагирует на слова и эмоции других людей или не проявляет своих эмоций.

В аутизме и шизофрении есть нейроиммунологический аспект. Согласно последним исследованиям, в дебюте аутизма и детской шизофрении участвует иммунная система.

Эти болезни имеют аутоиммунные корни, когда иммунная система вырабатывает клетки и антитела против антигенов собственной нервной системы, в том числе против рецепторов  к нейромедиаторам. Аутоиммунное нарушение может стартовать после контакта ребенка с инфекцией или аномальной реакции на вакцину.

При аутизме не возникает таких очагов разрушения головного мозга, какие возникают при аутоиммунных энцефалитах и при рассеянном склерозе. Эти изменения зачастую могут не обнаружиться при МРТ исследовании.

Но из-за взаимодействия с аутоиммунными антителами мозговые рецепторы к нейромедиаторам перестают работать корректно.

Это нейромедиаторы, участвующие в управлении функциями нервной системы, такие, как глутамат, дофамин, серотонин, норадреналин и мелатонин.

Помимо классической терапии и клинической картины при аутизме важны инфекционный фон и состояние иммунитета.

Практика показывает, что состояние ребенка с аутистическим расстройством может ухудшаться при хронической инфекции вирусами группы герпеса (герпеса 6 -го типа, Эптшейна-Барра, цитомегаловирус), некоторыми бактериями (бета-гемолитический стрептококк, токсоплазма) и некоторые другие инфекции, в том числе внутрикишечная флора, создающая пропионовокислое брожение с выделением пропионовой кислоты.

Лечение инфекций и иммунореабилитация обычно весьма благотворно сказываются на течение аутизма.

С чего начать и к кому обращаться с аутизмом у ребенка?

На сегодняшний момент не существует единого общепринятого, достоверного теста, выявляющего аутизм.

Диагноз основывается лишь на наблюдении за поведением ребенка, его речью и психологическом и общеобразовательном тестировании.

Педиатры рекомендуют обследовать детей на начальное выявление признаков раннего детского аутизма в возрасте 18-24 месяцев. Но окончательный диагноз ставится обычно в старшем дошкольном возрасте к 4-5 годам.

В первую очередь рекомендуем получить консультацию детского психоневролога, либо детского  невролога. Оптимальным решением станет проведение консилиума врачей различного профиля.

В такую команду, помимо психоневролога и невролога, могут входить детский психолог, отоларинголог (чтобы исключить проблемы со слухом), логопед (чтобы определить наличие речевых проблем) и физиотерапевт (чтобы провести диагностику моторных и физических навыков).

На выходе Вы получите комплексные рекомендации по лечению аутизма у Вашего ребенка.

Вы всегда можете позвонить в клинику по возникающим в ходе лечения вопросам в течение всей рабочей недели с 9 до 21.00. Либо написать по электронной почте, адрес которой Вы получите в регистратуре. Также, Вы можете получить онлайн-консультацию у любого врача, даже если вы  живете в другом городе.

аутизмдетинарушение речипищевое поведениеРАСсемья и дети

Аутизм у детей: что это такое, диагностика, лечение

Синдром Каннера — аутизм синдрома Каннера у детей: советы от специалистов ABA

Аутизм у детей — это достаточно распространенный диагноз в последнее время. Однако, несмотря на это, современный человек мало что знает об этом заболевании. Попробуем разобраться, что такое аутизм, как его диагностировать и лечить.

Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. — Изд-во: Питер, 2015. — 160 с.

Что такое аутизм у детей

Интересуетесь, что такое аутизм? Это, скорее, не болезнь, а психическое отклонение. Аутизм — это расстройство, которое проявляется в эмоциональном плане, а также влияет на речь, мышление и социальную адаптацию. Аутист ведет себя отстраненно и не так, как принято в обществе.

Наталья Мальтинская в своей статье «История развития учения об аутизме» говорит о том, что о заболевании стало известно еще в XX веке, однако вплотную вопросом начало заниматься уже следующее поколение. Статистика неутешительна: с каждым годом доктора все чаще диагностируют аутизм у детей. Также доказано, что мальчики болеют чаще, чем девочки.

Не знаете, что такое аутизм у детей? Фото обычно демонстрирует угрюмого ребенка, с опущенной головой, который не реагирует на родителей или сверстников. В целом картинки точно отображают действительность и поведение людей, которые страдают от психического расстройства.

Зная, кто такой аутист, людей с заболеванием распознать легко. Обычно ребенок повторяет однотипные движения, не разговаривает или его речь крайне ограничена. Также дети часто не смотрят в глаза, не улыбаются и не проявляют никакого эмоционального контакта с родителями и окружающими.

Некоторые сторонятся детей с нестандартным поведением, считая, что аустисты — это люди, которые несут угрозу для других. На самом деле, такие дети абсолютно безобидны. Они живут в своем особенном мире и нисколько в этом не виноваты.

Аутизм, как правило, диагностируется в раннем возрасте. Чем раньше выявится эта особенность ребенка, тем лучше. Поэтому родителям следует внимательно наблюдать за малышом и при появлении сомнений обратиться к специалисту за консультацией.

Причины аутизма

Очень часто родители особенных детей интересуются: откуда же появляется аутизм? Почему одни малыши здоровы, а другие страдают? Изучая вопрос аутизма, я не раз слышала теорию о том, что заболевание возникает вследствие прививок. Почему-то родители заболевших детей винят во всем некачественные вакцины. Однако поспешу развеять этот миф: причины аутизма — это точно не прививки. Ученые уже давно доказали этот факт.

Дмитрошкина Л. Аутизм как вредоносная родовая программа. Причины его возникновения. Успешный опыт экспериментальной группы. — Изд-во: Litres, 2017. — 50 С.

Почему же возникают расстройства аутистического спектра? К сожалению, врачи и ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос однозначно. Не исключены как физические, так и психологические причины.

По мнению специалистов, детский аутизм могут вызывать:

  • мутации генов;
  • гормональные сбои;
  • проблемы в развитии головного мозга;
  • поражения центральной нервной системы;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • различные химические отравления, в том числе тяжелыми металлами;
  • перегрузка организма лекарствами-антибиотиками;
  • стрессы, эмоциональное истощение.

Также ранний детский аутизм может наступать вследствие тяжелой беременности матери, ее злоупотребления лекарствами, гипоксии плода.

Считается, что любые отношения в семье (как между родителями, так и их взаимодействие с ребенком) не влияют на возникновения психического отклонения. Здесь, скорее, имеют значения генные мутации в сочетании с неблагоприятным внешним воздействием. Стоит отметить, что причины всегда врожденные. Приобретенный аутизм — это миф. Однако возможно диагностирование отклонения уже у взрослых людей.

Виды аутизма

Мы привыкли считать, что аутисты — это люди не от мира сего. В какой-то степени это правда. Я лично наблюдала за больными с аутизмом — их поведение и правда отличается от нормального.

Однако дети с аутизмом не всегда монотонно раскачиваются или бубнят что-то себе под нос.

Одна из пациенток рассказывала, что аутизм повлиял на ее мировоззрение — она видит картинку не целостной, а так, как будто она рассыпается на кубики.

У другого ребенка аутизм проявляется в том, что он придумывает свои собственные слова или любит только одного персонажа из мультфильма. И таких примеров очень много.

Мелия А. Мир аутизма: 16 супергероев. — Изд-во: ЭКСМО-Пресс, 2019 г. — 380 С.

Иногда заболевший малыш ведет себя практически нормально. Это зависит не только от того, было ли проведено лечение, но и от вида аутизма.

Существует несколько классификаций психологического расстройства. Психолог Светлана Лещенко в своей статье «Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации родителям» перечисляет такие виды заболеваний:

  • Синдром Каннера (ранний детский аутизм).

Синдром Каннера — это классический вариант аутизма. Для него обязательно наличие трех признаков: эмоциональная бедность, однотипные движения и нарушение социализации. Иногда к ним добавляются другие когнитивные расстройства.

Аутист, фото которого демонстрирует его подведение, обычно не смотрит людям в глаза. Дети с синдромом Каннера ведут себя отстраненно, холодно, не тянутся к матери и отцу. Также у них часто отрешенное или недовольное выражение лица. Иногда такие дети боятся излишнего шума (например, гула от пылесоса или фена), не воспринимают новизну (например, одежду).

Это легкая форма аутизма. Люди с таким заболеванием считаются «практически нормальными». Их расстройство проявляется в коммуникации и взаимодействии с другими людьми.

Людям, которые страдают от синдрома Аспергера, тяжело считывать эмоции других, различать тон голоса. Они не всегда в состоянии правильно донести собственные эмоции, принять правила поведения в обществе. Также им тяжело запоминать лица — некоторые дети могут не узнать родителей или себя на фотографиях.

Люди с синдромом Аспергера встречаются часто. Их трудно определить внешне, поскольку интеллект и физическое развитие практически всегда в норме. Научившись существовать со своим диагнозом, такие дети во взрослом возрасте способны работать, создавать семьи и вести нормальный образ жизни.

Эта форма аутизма возникает вследствие генной модификации и считается тяжелой. Болеют синдромом Ретта только девочки. Вследствие такой формы аутизма возникают тяжелые психоневрологические нарушения и умственная отсталость. Также иногда встречается деформация костей и мышц.

Аутистический спектр достаточно широк и еще не изучен до конца. Стоит отметить, что люди с таким психологическим отклонением встречаются и среди публичных личностей. Так, например, знаменитые аутисты — это Билл Гейтс, Робин Уильямс, Энтони Хопкинс, Кортни Лав.

Синдром Каннера – аутизм синдрома Каннера у детей: советы от специалистов ABA

Синдром Каннера — аутизм синдрома Каннера у детей: советы от специалистов ABA

Ранний детский аутизм (РДА) в его «тяжелой» низкофункциональной форме называют также синдромом Каннера, болезнью Каннера, аутизмом Каннера или каннеровским аутизмом – по фамилии австрийско-американского психиатра Лео Каннера, впервые описавшего это состояние в 1943 году.

В дальнейшем (1949 г.) подобное состояние меньшей интенсивности было описано и педиатром-психиатром Гансом Аспергером, в честь которого названа «облегченная» форма РАС – синдром Аспергера, сопровождающийся менее выраженным дефицитом эмоций и интеллекта, чем аутизм Каннера.

Что такое синдром Каннера?

Аутизм с синдромом Каннера характеризуется очень глубоким поражением личности и заметным отставанием в умственном развитии.

Эта особенность является главным отличием синдрома Каннера от синдрома Аспергера, при котором в большинстве случаев наблюдается сохранность интеллекта или даже очень высокие интеллектуальные способности.

Болезнь Каннера специалисты также называют процессуальным аутизмом, отличая его от непроцессуального (шизофренического) вида этого состояния.

Синдром Каннера зачастую сопровождается дополнительными физическими симптомами, которые наблюдаются и при менее глубоких формах аутизма – проблемы со сном, эпилепсия (порядка 30% случаев при каннеровском аутизме), расстройства ЖКТ и др. В перечень возможных сопутствующих осложнений входит и синдром кататонии.

По «усредненной» статистике, заболеваемость синдромом Каннера составляет 2–4 случая на каждые 10 тысяч детей. При этом у мальчиков данное состояние встречается втрое чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заболевания

Конкретные причины, приводящие к возникновению синдрома Каннера на сегодняшний день не установлены, но по этому поводу существуют различные теории, основными из которых являются генная и тератогенная.

Генная теория предполагает возможность возникновения заболевания в связи с отклонениями на генетическом уровне. Тератогенная теория допускает, что синдром может возникнуть у плода из-за воздействия на организм беременной женщины различных неблагоприятных факторов, разрушительно влияющих на нервную систему будущего ребенка. К таким факторам теоретически относят:

  • неправильный рацион питания женщины, включающий продукты с содержанием нитратов, искусственных консервантов и других вредных веществ;
  • вредные привычки будущей матери;
  • применение некоторых медикаментов;
  • тяжелые психоэмоциональные стрессы;
  • наличие некоторых инфекций, передающихся ребенку на внутриутробной стадии развития;
  • радиационное воздействие.

Кроме того, существуют и альтернативные гипотезы, согласно которым каннеровский аутизм способен развиться из-за иммунных, гормональных либо метаболических расстройств.

Характеристика синдрома Каннера

Как уже упоминалось выше, синдром Каннера характеризуется максимальной выраженностью аутистических проявлений – это состояние также называется «ядерной формой» аутизма. По своей природе каннеровский синдром является совокупностью симптомов, на основании которой может быть поставлен диагноз «тяжелый (врожденный) аутизм» или «низкофункциональный (врожденный) аутизм».

Особенности

В широком смысле признаки болезни Каннера сводятся к сильному и стойкому искажению нормальных психоэмоциональных процессов, в первую очередь – социального и когнитивного уровней. Более детальная симптоматика каннеровского аутизма выражается в следующих особенностях:

  • патологическая замкнутость и отстранение от практически любых социальных контактов, включая внутрисемейное общение;
  • выраженные проблемы развития речи. Во многих случаях люди с синдромом Каннера абсолютно не используют речь, а также не реагируют на обращенные к ним реплики, из-за чего производят впечатление глухих даже при нормальном слухе;
  • нарушение сенсорных (чувственных) реакций: неправильная интерпретация мозгом сигналов, поступающих от органов чувств, недостаточная или чрезмерная чувствительность к внешним звуковым и световым раздражителям, запахам, вкусам, прикосновениям;
  • поведенческая ритуализация, стереотипии (само- или аутостимуляция, называемая также стиммингом), заключающиеся в бесконечно повторяющихся бесцельных движениях, фразах или действиях с предметами. Иногда стимминг может проявляться и в аутоагрессии: дергании себя за волосы, расцарапывании кожи, битье головой о стены и т. д.;
  • агрессивное поведение, направленное на других людей – попытки ударить, укусить, часто без видимой причины;умственная отсталость.

Еще одной отличительной особенностью болезни Каннера является неспособность пациентов к контролю собственных эмоций, особенно деструктивных – гнева, тревоги, страха, неприязни, обиды и т. д.

, что нередко провоцирует агрессивное поведение.Тяжелым аутистам также часто свойственно «убегание» – беспричинный бег в произвольном направлении.

При наличии такого симптома, в жилье рекомендуется установить сигнализацию и дверные замки «с секретом», которые сложно открыть.

Интеллект

Тяжелый или низкофункциональный каннеровский аутизм в большинстве случаев сопряжен с очень низким уровнем умственного развития. Это подтверждается даже тестами, базирующимися на невербальных методиках.

Но при этом следует понимать, что видимый низкий уровень интеллекта может оказаться ложным впечатлением. Достаточно часто люди с синдромом Каннера способны успешно обучаться языку жестов, навыкам использования электронных устройств и других сложных предметов.

Иногда тяжелые аутисты даже демонстрируют завидное красноречие, если находят по-настоящему интересную для них тему или подходящий способ самовыражения.

Все это дает повод заключить, что если не все, то по крайней мере некоторые каннеровские аутисты обладают гораздо более высокими интеллектуальными способностями, чем кажется на первый взгляд.

Симптомы синдрома Каннера у детей

Проявления каннеровского аутизма могут наблюдаться уже на первом году жизни ребенка, но к специалистам малыш обычно попадает лишь в 2–3-летнем возрасте, когда специфические «странности» становятся особенно заметными.

Нередко встревоженные родители приводят ребенка к педиатру с жалобами на нарушения слуха или к логопеду с жалобами на отсутствие речи – а в результате оказывается, что основная проблема просто «маскировалась» под более понятными для родителей нарушениями.

Самые ранние (до 12 месяцев) симптомы болезни Каннера таковы:

  • очень слабая реакция на людей или ее полное отсутствие. Грудной малыш не оживляется при виде матери и никак не реагирует на ее уход;
  • патологический страх звуков бытовых приборов (пылесос, кофемолка и т. д.), не проходящий со временем;
  • младенец не принимает «позу готовности», когда его берут на руки;
  • находясь на руках, малыш чрезвычайно пассивен, безвольно обвисает.

По прошествии времени (3–6 лет) детский аутизм с синдромом Каннера дополняется новой симптоматикой:

  • погружение в себя, самоизоляция, отсутствие интереса к сверстникам, неспособность устанавливать контакт с окружающими;
  • отсутствие зрительного контакта, взгляд «мимо» других людей;
  • неспособность отличать живое от неживого – каннеровские аутисты часто относятся к людям как к неодушевленным предметам, иногда обладающим свойствами, которые интересуют ребенка. На этом основывается распространенное заблуждение родителей, которые приписывают внимание малыша своим личностям, тогда как для него важны лишь определенные функции – например, подача еды;
  • холодность, отчужденность с близкими людьми, отсутствие эмоционального реагирования. В некоторых случаях ребенок может быть сильно привязан к матери, однако не проявляя при этом ласковости или радости от нахождения рядом с ней;
  • отсутствие речи, упорное молчание с игнорированием любого обращения (мутизм) или реплики «в никуда», эхолалия (бессмысленное повторение чужих фраз, которое Каннер называл «попугайной» или «граммофонной» речью);
  • ребенок может придумывать собственные странные правила обычных детских игр, игнорируя их общепринятые сценарии;
  • неспособность понять опасность огня, кипятка, высоты и т. д.;
  • приступы агрессии, направленной как на близких, так и на незнакомых людей, пытающихся пообщаться;
  • ритуалы, многократные повторы определенных последовательностей действий или движений.

Дети с каннеровским аутизмом часто отличаются красивой внешностью, но их лица при этом отрешенны, сонны, задумчивы (Каннер называл это «лицо принца»). Если рядом присутствуют другие люди, выражение лица ребенка с синдромом Каннера обычно отличается настороженностью и напряженностью, которые сменяются удовлетворенностью, когда люди уходят.

Методы лечения болезни Каннера

Ранний детский аутизм с синдромом Каннера невозможно вылечить полностью, однако можно существенно смягчить его проявления при помощи таких методов, как:

  • поведенческая терапия (ABA);
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • физиотерапия, лечебная физкультура;
  • трудотерапия;
  • игровая терапия.

Достаточно часто детям с тяжелыми аутистическими расстройствами назначаются противотревожные препараты. В некоторых случаях ощутимые результаты может дать специальная диета для аутистов, подразумевающая отказ от продуктов, содержащих глютен, казеин, сою и различные вредные вещества (синтетические консерванты, красители, усилители вкуса и т. д.). Также стоит попробовать и ЛФК при аутизме.

Очень важно регулярно проводить общие медосмотры ребенка с каннеровским аутизмом, поскольку «незаметные» заболевания могут провоцировать новые поведенческие проблемы из-за физического дискомфорта, о котором малыш не в состоянии рассказать. В результате невмешательства может впоследствии возникнуть в том числе и эхолалия у взрослых, а также другие речевые осложнения. 

Аутизм (синдром Каннера)

Синдром Каннера — аутизм синдрома Каннера у детей: советы от специалистов ABA

Впервые термин «аутизм» для обозначения заболевания был предложен американским ученым Лео Каннером еще в 1943 году. Он же и дал первое подробное описание этого заболевания, поэтому второе название детского аутизма – синдром Каннера.

Аутизм – это психическое заболевание, первые симптомы которого обязательно появляются еще в детском возрасте до 2,5 лет.

Однако, достоверный диагноз детского аутизма можно установить только в более позднем возрасте (до 5-ти лет), когда у ребенка формируются навыки общения в коллективе.

Основные проявления аутизма включают в себя замкнутость, стремление к одиночеству, нарушения эмоционального контакта с окружающими, странности в поведении. Чаще детский аутизм встречается у мальчиков.

Симптомы аутизма

Первое, что обычно настораживает родителей ребенка-аутиста задолго до обращения к специалисту –  это бедность эмоций. Такие малыши позже начинают улыбаться и делают это редко. Они равнодушны к ласкам родителей, а иногда создается впечатление, что ребенок избегает тактильного контакта с матерью.

В первых играх детей-аутистов также есть особенности, например, малыш часами может рассматривать и перебирать свои пальчики, не проявляя интереса к новой яркой погремушке. Часто детям с аутизмом ставят диагноз задержки развития.

Иногда у родителейи даже у врачей создается впечатление, что ребенок глухой или плохо видит – настолько он игнорирует призывы к общению.

По мере роста ребенка становятся все более заметны отклонения в эмоциональной сфере: ребенок неадекватно использует мимику и жесты при выражении своих эмоций, избегает контакта глаза-в-глаза (смотрит как будто сквозь человека), иногда обращается с людьми, как с неодушевленными предметами. В поведении ребенка может преобладать как пассивность, так и наоборот неадекватная активность.

Речь ребенка с аутизмом часто однообразна, в ней много повторяющихся слов, ребенок может монотонно повторять за взрослым отдельные слова, либо издавать однотипные бессмысленные звуки. Специфичным является использование местоимения «Ты» вместо «Я».

Бросаются в глаза необычные жесты, вычурная манера ходить, сидеть, есть. В играх дети-аутисты предпочитают одиночество, игры отличаются стереотипностью, т.е. в игре преобладает повторяющийся набор каких-либо действий.

Характерно использование в качестве игрушек различных бытовых предметов (прищепки, велосипедные колеса), без ассоциирования их с повседневной жизнью.

Одним из излюбленных занятий детей с ауизмом являются различные манипуляции с водой – переливание, игры со струей воды.

Некоторые дети с аутизмом склонны к самоповреждению – они кусают себя, вырывают волосы, ударяются головой о стены. В таком случае родителям нужно срочно показать ребенка детскому психоневрологу или психиатру.

Иногда при аутизме наблюдаются судорожные припадки, это тоже служит основанием для скорейшего посещения врача, т.к. судорожные припадки наносят вред развивающемуся детскому мозгу и требуют безотлагательного лечения.

Обследование ребенка с аутизмом

Кроме аутизма в детском возрасте возможны проявления и других психических заболеваний, таких как шизофрения, неврозы. Отдельные симптомы, характерные для аутизма, могут быть как и у психически здоровых детей, так и у детей с поражениями головного мозга в результате родовых и других травм, тяжелых инфекций.

Правильно оценить состояние ребенка может только специалист в детской психиатрии, чаще не единолично, а в сотрудничестве с психологами, педагогами, неврологами  и педиатрами.

Поэтому родителям не следует заниматься самодиагностикой, а тем более, самолечением, ведь существует серьезная опасность еще больше расстроить работу нервной системы ребенка необоснованным использованием каких-либо препаратов.

Для подтверждения диагноза аутизма и исключения других заболеваний врач может назначить электроэнцефалограмму, консультацию психолога. Иногда психиатру важно знать общее состояние организма ребенка – в таком случае ему необходимо будет ознакомиться с заключением педиатра, невропатолога, лор-врача, оценить данные анализов крови, мочи. 

Лечение аутизма

Большинство врачей крайне осторожно назначают психотропные препараты детям с аутизмом, поскольку нет точных данных о положительном влиянии психотропных препаратов на симптомы этого заболевания.

Применение психотропных препаратов оправдано лишь в случае возбужденного поведения ребенка, тенденции к самоповреждению, нарушениях сна.

В таких случаях для медикаментозного лечения аутизма применяют небольшие дозы нейролептиков (чаще галоперидола, сонапакса, рисполепта), антидепрессантов (например, амитриптилина).

Медикаментозное лечение аутизма также включает в себя назначение препаратов, стимулирующих обмен в мозговой ткани (церебролизин, аминалон, глутаминовая кислота) а также ноотропных препаратов (ноотропил).

Часто улучшение в состоянии ребенка с аутизмом наступает и после курса витаминотерапии. Используются витамины группы В, С и РР. В аптеке можно приобрести ноотропил, поливитаминные препараты и без рецепта врача, но все же лучше чтобы решение о назначении того или иного лекарства принял врач, т.к. существует множество различных нюансов.

Например, некоторые ноотропные препараты могут усиливать возбуждение, а препараты, в составе которых вроде бы одно и то же вещество, могут по-разному влиять на состояние ребенка (например, аминалон и гаммалон).

Родителям нужно строго соблюдать предписанные врачом дозировки препаратов и незамедлительно сообщать об изменениях в состоянии ребенка.

Лекарства от аутизма не существует, любые препараты лишь помогают облегчить некоторые симптомы.

Огромное значение в лечении аутизма имеет психотерапия, причем предпочтительнее семейная психотерапия, ведь родители ребенка с аутизмом нуждаются в поддержке специалиста не меньше, чем маленький пациент. Нужно научиться эффективному общению с ребенком, взаимопониманию, осознать особенности взаимодействия ребенка с обществом. Терпение и еще раз терпение необходимо при воспитании аутичного малыша.

В доме все должно находиться на привычных ребенку местах, потому что пропажа на ваш взгляд мелочи из обставноки может расстроить малыша больше, чем отсутствие мамы или папы. И ни в коем случае не повышайте голоса, при раздражении лучше удалиться и успокоиться.

Крайне важны для ребенка и занятия с педагогами.

Интеллект при аутизме не страдает, но в силу специфических расстройств эмоциональной сферы и особого склада мышления, таким детям трудно обучаться по общепринятой программе.

Педагог-психолог в сотрудничестве с врачами определит наиболее оптимальный способ обучения для ребенка, разработает индивидуальную программу, позволяющую в полной мере использовать способности ребенка.

Психолог может оказать незаменимую поддержку больному ребенку. С помощью различных психологических методик можно выработать навыки социального общения, преодолеть трудности адаптации в детском коллективе.

Существуют психологические методики, разработанные специально для больных аутизмом, например, холдинг-терапия (метод принудительных объятий), способствующая укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителями.

Сейчас везде очень много “курсов” для детей с аутизмом и их родителей, работают они по совершенно разным методикам. Прежде чем начать посещать такие курсы, внимательно изучите их программу и методы работы, квалификацию и опыт педагогов и психологов.

Ведь неправильный подход может стать не шагом вперед, а рывком назад, и привести к потере уже закрепленных ребенком навыков вместо их преобретения. Вы должны выбрать одного опытного психиатра, который будет вести вашего ребенка, практически, всю жизнь.

Самое главное в воспитание ребенка с аутизмом – терпение и еще раз терпение. Очень трудно привлечь к себе внимание ребенка с аутизмом, а без этого все ваши действия для него – пустой воздух. Называйте ребенка по имени, при необходимости несколько раз, спокойным тоном, пока он не обратит к вам свое внимание.

Ни в коем случае не повышайте голос и не применяйте грубую силу. Далее следует терпеливое повторение и закрепление изо дня в день полученных малышом навыков (к примеру, завязывание шнурков или застегивание молнии), даже длительное время после того, как ребенок их уже вроде бы усвоил.

Необходимо придерживаться режима дня, непредвиденные события надолго выбивают аутиков из привычной колеи.

В крупных городах, да и в интернете, есть клубы для родителей детей-аутиков, где можно поделиться своими переживаниями и опытом. 

Отдельно нужно сказать об особенностях питания ребенка с аутизмом.

Доказано, что у детей с синдромом Каннера есть дефект в работе пищеварительных ферментов – у таких детей снижена способность к расщеплению некоторых белков, содержащихся в молоке и мучных изделиях.

Поэтому целесообразно ограничить мучные и молочные продукты в рационе ребёнка.

Некоторые родители обращаются за помощью к народной медицине, опасаясь препаратов, используемых в психиатрии. Однако, народная медицина не располагает эффективными средствами для лечения детского аутизма.

Все, что могут предложить народные целители – мягкие успокаивающие средства растительного происхождения, основными компонентом которых является валериана, пустырник, донник лекарственный.  Однако, это как правило, не дает никакого эффекта.

Вред такого «лечения» заключается в откладывании сроков лечения у специалистов, а чем позднее ребенок получит квалифицированную помощь – тем хуже прогноз заболевания. С разрешения врача можно принимать успокаивающие травяные сборы как вспомогательный метод лечения.

У большинства аутичных детей при адекватном лечении с возрастом отмечаются улучшения в состоянии. Но, к сожалению, нельзя исключать, что в старшем возрасте у ребенка может развиться более тяжелая психическая патология, например, шизофрения.

Поэтому для родителей важно как можно раньше обратиться к врачу и начать лечение и реабилитацию ребенка, кроме того, даже при значительном улучшении состояния не следует пренебрегать профилактическими осмотрами детского психоневролога или психиатра.

Профилактика аутизма

Действенных мер профилактики детского аутизма не разработано. Но снизить риск возникновения этого заболевания поможет серьезное отношение супругов к планированию беременности.

Необходимо обследование у специалистов с целью выявления и лечения инфекций и хронических заболеваний.

Беременная женщина должна регулярно наблюдаться у врача женской консультации и вести здоровый образ жизни, избегать контакта с инфекционными больными.

В любом случае, родителям особых детей не нужно отчаиваться. Заручившись поддержкой специалистов, вы сможете сделать своего ребенка счастливым и помочь ему найти свое место в жизни.

Врач психиатр Бочкарева О.С.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.