Синдром навязчивых движений у ребёнка: типы, диагностика, терапия

Синдром навязчивых движений: развитие, симптомы, диагностика, как лечить

Синдром навязчивых движений у ребёнка: типы, диагностика, терапия

Синдром навязчивых движений (СНД) — неврологическое нарушение, являющееся проявлением обсессивно-компульсивного расстройства, при котором больные стремятся к совершению однотипных повторяющихся действий. Невроз развивается одинаково часто как среди взрослых, так и среди детей.

Но чаще всего он проявляется в 20-30 лет — в период максимальной активности молодого организма. Синдром довольно распространен среди детей. Их движения немотивированны и с трудом контролируются.

Данное заболевание не имеет гендерной принадлежности: оно поражает одинаково часто мужчин и женщин.

Волнуясь и нервничая, больные начинают совершать стереотипные моторные акты, которые не воспринимаются окружающими людьми.

Они кусают губы, причмокивают, грызут ногти и кожу на пальцах, щелкают суставами, дергают конечностями, кивают головой, совершают странные движения руками, часто моргают и щурятся, накручивают волосы на палец, переставляют с места на место предметы на столе, шмыгают носом, бесконечно потирают руками. Подобные действия совершаются неосознанно, больные их совсем не замечают.

Развитию СНД способствует напряженная психоэмоциональная обстановка в семье и коллективе. Большое значение в развитие недуга имеет наследственная предрасположенность. Больные люди одержимы той или иной идеей.

Чтобы облегчить свое состояние, они выполняют некие ритуальные действия – повторяющиеся из раза в раз движения символического характера, непроизвольно возникающие и несвойственные личности действия.

При этом больные способны критически оценивать свое состояние и бороться с этими навязчивостями.

В официальной медицине часто повторяющиеся, бессмысленные движения, возникающие в ответ на навязчивые мысли, получили название компульсии.

Больные осознают бесполезность этих действий, но не могут ничего с этим поделать. Ситуация усугубляется, появляется беспокойство, тревога и страх.

Отношения с близкими людьми нарушаются, возникает раздражительность, расстройство сна и прочие негативные проявления.

Болезнь не приводит к инвалидизации и потере трудоспособности. СНД имеет код по МКБ-10 F40-F48 и относится к «Невротическим, связанным со стрессом и соматоформным расстройствам».

Этиология и патогенез

Причины патологии в настоящее время не определены. Считается, что большое значение в возникновении недуга имеет современный ритм жизни, частые стрессы, психическое перенапряжение, конфликтные ситуации.

Синдром навязчивых движений развивается в ответ на моральное и физическое переутомление, эмоциональную истощенность, нервное перенапряжение, отрицательную атмосферу в быту и на предприятии. Кроме психосоциальных факторов необходимо выделить патофизиологические процессы. Синдром является проявлением заболеваний ЦНС — шизофренического психоза, энцефалопатии, эпилепсии, ЧМТ.

Основные причины недуга у детей:

  • психологические травмы и стрессовые ситуации — напряженная обстановка в доме: скандалы, ссоры, драки,
  • наследственная предрасположенность — проблемы с нервной системой у родственников,
  • внутриутробная гипоксия плода,
  • аллергическая реакция на некоторые пищевые продукты,
  • гипо- и авитаминоз,
  • ошибки воспитания и психологические проблемы родителей.

Синдром навязчивых состояний — полиэтиологическое заболевание, при котором наследственная предрасположенность реализуется под влиянием различных триггерных факторов.

Группу риска составляют дети с ослабленной нервной системой; чрезмерно избалованные малыши; гиперактивные и неусидчивые дети; перенесшие острые инфекционные заболевания и травмы головы; страдающие хроническими дисфункциями сердца.

Заболеванию подвержены мнительные люди, обеспокоенные тем, как выглядят их поступки со стороны и что подумают о них окружающие.

Бессонница и нарушение режима отдыха усиливают выраженность симптомов патологии у больных. Психическая травма приводит к эмоциональному перенапряжению и возбуждению определенных отделов головного мозга. Чтобы от него избавиться, больные совершают навязчивые действия.

Часто родители очень придирчивы и требовательны к своим детям. Наказания, запреты, разборки возбуждают неокрепшую психику ребенка.

Взрослые, не зная проявлений невроза, воспринимают симптомы недуга как плохое поведение детей. Это еще больше усугубляет ситуацию.

СНД у детей – обратимая патология, клинические признаки которой исчезают после устранения первопричины и создания благоприятной атмосферы в семье и коллективе.

Симптоматика

Клинические признаки синдрома – навязчивые движения, которые отличаются от проявлений других заболеваний тем, что развиваются в результате психоэмоционального дискомфорта и их можно удержать силой воли. Для синдрома навязчивых движений характерна цикличность, регулярность, монотонность и постоянное повторение одних и тех же движений.

Синдром начинается с довольно безобидных клинических признаков — бесконтрольного поведения больных, выполнения непонятных действий для окружающих, отсутствия манер и такта. В дальнейшем подобные движения и странные жесты повторяются все чаще. Это пугает окружающих. Но больные не могут ничего с собой поделать – их поведение остается неизменным.

К навязчивым движениям у детей относятся: покусывания губ, щелканье суставами пальцев, кивания головой, чмоканье, покашливания, частое моргание, скрип зубами, взмахи руками, топот ногой, потирание рук, сосание пальца, почесывание затылка и носа. Родители пытаются пресекать такие действия, но их дети не воспринимает критику.

При этом движения усиливаются, развивается истерия. Все симптомы синдрома крайне разнообразны. У каждого ребенка недуг проявляется по-своему. Общими чертами всех симптомов является раздражающее, практически поминутное, их повторение.

В некоторых случаях подобные действия становятся абсурдными — дети сгрызают ногти до крови, могут прокусить губу, сорвать все пуговицы с одежды.

У взрослых проявления синдрома заключаются в постоянном приглаживании волос, поправлении одежды, подергивании плечами, сморщивании носа, гримасничестве, показывании языка. Подобные действия — ответная реакция на стрессовый фактор. У детей это первое посещение нового коллектива, переезд в другой город, общение с незнакомыми людьми, а у взрослых – собеседования, свидания, сдача экзаменов.

Синдром навязчивых движений обычно развивается у боязливых, нерешительных, истеричных личностей, которым не могут побороть свои страхи и негативные эмоции. Такие пациенты плохо едят, спят, быстро устают, заикаются. Больные дети становятся капризными, плаксивыми, раздражительными, непослушными. Зрелые люди испытывают нервное перевозбуждение, страдают бессонницей.

Навязчивые движения у взрослых и детей в целом идентичны. Их суть – в постоянном повторении определенных бессмысленных действий. Подростки очень переживают, обнаружив признаки болезни у себя. Они чувствуют себя ущербным и стесняется рассказывать об этом взрослым.

К неприятным последствиям и осложнениям синдрома относятся:

  1. постепенное снижение трудоспособности,
  2. ухудшение концентрации внимания,
  3. снижение уровня интеллекта,
  4. потеря аппетита и спокойного сна,
  5. ослабление иммунитета,
  6. дисфункции внутренних органов,
  7. инфекционные заболевания бактериальной и вирусной этиологии,
  8. формирование стремления к постоянному проявлению обидчивости, скрытности, отчужденности,
  9. семейные конфликты, проблемы с учебой и работой.

При отсутствии эффективного лечения синдрома возникают печальные последствия. У больных меняется характер. Они перестают нормально относиться к окружающим, нарушается процесс взаимодействия личности с социальной средой, возникает недоверие, погружение в себя, разочарование, случаются частые конфликты.

Неадекватное поведение человека напоминает параноидальный психоз. На начальной стадии больные осознают особенности своей болезни. Но по мере развития патологии наступает новый эмоциональный взрыв, появляется раздражительность и хроническая усталость, спутанность речи, падение самооценки, нервный срыв.

Только своевременная помощь психологов позволит больным не полностью потерять доверие к окружающим и не разочароваться в жизни.

Диагностические мероприятия

Лечебно-диагностические мероприятия при синдроме навязчивых движений — работа специалистов в области психотерапии и неврологии. Они проводят опрос пациентов и их родственников, психологическое тестирование больных, направляют их на лабораторное и инструментальное обследование с целью исключения органической патологии мозга. Типичные симптомы четко указывают на диагноз.

Больным необходимо пройти следующие диагностические процедуры:

  • анализы крови и мочи,
  • реоэнцефалографию,
  • электроэнцефалографию,
  • УЗИ мозга,
  • КТ и МРТ,
  • исследование на пищевые аллергии,
  • позитронную эмиссионную томографию,
  • электромиографию,
  • эхоэнцефалоскопию,
  • тепловидение.

Только после всестороннего обследования больных и получения результатов дополнительных методов можно поставить правильный диагноз.

Лечение

Лечебные мероприятия проводят после выявления причин невроза. Больных необходимо оградить от воздействия негативных факторов и обеспечить комфортные условия для жизни.

Больным назначают следующие группы препаратов:

  1. антидепрессанты – «Амитриптилин», «Пароксетин», «Имипрамин»;
  2. ноотропы – «Циннаризин», «Винпоцетин», «Пирацетам»;
  3. нейролептики – «Сонапакс», «Аминазин», «Тизерцин»;
  4. транквилизаторы – «Седуксен», «Феназепам», «Клоназепам»;
  5. витамины группы В – «Мильгамма», «Нейромультивит», «Комбипилен»;
  6. успокоительные средства – «Персен», «Новопассит», «Пустырник форте».

Детям для нормализации процессов возбуждения и торможения назначают «Пантогам» и «Глицин», поливитамины «Витрум Юниор», «Алфавит», «Мульти-Табс», успокоительные средства растительного происхождения «Тенотен», фиточай «Баю-бай», «Успокой-ка». Психотропные средства детям назначает только врач.

Все вышеперечисленные препараты можно применять только после консультации со специалистом. Особенно это касается детей. На начальных стадиях патологии нередко ограничиваются сеансами психотерапии, а в более запущенных случаях переходят к назначению медикаментов.

Необходимо помнить, что нейропротекторные лекарственные средства оказывают стимулирующее или угнетающее воздействие на ЦНС ребенка. Медикаменты назначают в случае агрессивного поведения и наличия суицидальных намерений. Сами по себе лекарства не излечивают синдром, а устраняют часть симптомов и облегчают общее состояние больных.

Именно поэтому лечение должно быть комплексным, включающим также психотерапию, физиотерапию, диетотерапию и фитотерапию.

  • Психотерапевтическое лечение заключается в проведении эффективных лечебных методик – «остановки мысли», гипносуггестивной и когнитивно-поведенческой терапии, аутотренинга. Эти психотерапевтические воздействия позволяют больным распознать причины навязчивых мыслей и пережить всплеск негативных эмоций.
  • Некоторые физиотерапевтические процедуры помогут больным успокоиться. К ним относятся электросон, электросудорожная терапия, иглоукалывание, электростимуляция головного мозга и электрофорез витамина В1. Психотерапевты рекомендуют больным танцевальную терапию, йогу, занятия спортом, ходьбу босиком, рисование, отдых на природе. Комплексное лечение должно включать массаж, плавание, лыжные гонки, катание на коньках, ЛФК, горячие ванны, обтирания, обливания и купание в проточных водах, беседы с психологом, групповые психотренинги.
  • Специалисты уделяют особое внимание лечебной диете, исключающей пищевые аллергены. Больным рекомендовано употреблять мясные продукты, морскую рыбу, морскую капусту, бананы, киви, яблоки, смородину, горький шоколад, кисломолочные продукты, свежие овощи, орехи и семечки. Запрещены: крепкий кофе, кондитерские и мучные изделия, соленые блюда и копчености, алкоголь.
  • Дополнительно к основному медикаментозному лечению синдрома применяют средства народной медицины. Перед их использованием также необходимо посоветоваться со специалистом. Успокоительное действие на нервную систему оказывают следующие средства: настой зерен овсянки, фиточай из шалфея и индийского базилика, чай с зеленым кардамоном и сахаром, настой из зверобоя, настой женьшеня, мятный чай, настойка валерианы, пиона, пустырника, боярышника, медовая вода, ванны с лавандой, мятой и морской солью, морковный сок, настойка корней заманихи, соломы, цвета астры, корней дягиля.

СНД — обратимое расстройство психики. Устранив первопричину недуга, можно достигнуть полного выздоровления.

Родители должны создать дома благоприятную обстановку, следить за своим поведением, не конфликтовать и не выяснять отношения в присутствии детей.

Самостоятельно обнаружить эти проблемы и избавиться от них совсем непросто. Необходима помощь специалистов — детских психологов и психоневрологов.

Профилактика и прогноз

Основным профилактическим мероприятием при синдроме навязчивых движений является здоровый образ жизни. Особенно это относится к лицам с наследственной предрасположенностью к заболеванию.

Специалисты рекомендуют таким людям не пренебрегать отдыхом, достаточно спать, заниматься физкультурой, развивать личностные качества.

Люди, склонные к неврологическим расстройствам, должны находиться на диспансерном учете у врача.

Синдром навязчивых движений имеет благоприятный прогноз и благополучно излечивается. Крайне редко он переходит в хроническую форму с чередующимися периодами обострения и ремиссии. Воздействие провоцирующих факторов приводит к ухудшению общего состояния больных. Пациентам необходимо создать спокойную домашнюю атмосферу, оградить от негативных эмоций, помочь занять свое место в социуме.

При отсутствии адекватного лечения симптомы недуга могут проявляться годами. Полное излечение больных возможно только после серьезного комплексного лечения в клинике.

Нервный тик и невроз навязчивых движений у ребенка: причины появления, что делать родителям

Синдром навязчивых движений у ребёнка: типы, диагностика, терапия

На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).

Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении.

Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.

Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.

И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.

Что такое нервный тик

Нервный тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.

Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.

В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:

  • мышечный тонус;
  • позу;
  • мимику;
  • глобальные двигательные акты.

Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.

Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:

  • моргание, подмигивание;
  • подергивание губ или глаз;
  • причмокивание;
  • обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
  • кивание головой;
  • покашливание;
  • частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
  • щелканье пальцами;
  • скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
  • ребенок дует на ладони;
  • монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
  • подергивание гениталий (у мальчиков);
  • накручивание волос на палец;
  • монотонное выдергивание или расчесывание волос.

Особенности невроза навязчивых движений у детей

Но кроме этого существует еще и другая природа возникновения навязчивых движений – обсессивно-компульсивное расстройство.

Это состояние первые описано французским психиатром Эскиролем, он назвал эту патологию «болезнь сомнений».

Невроз навязчивых движений связан с одержимостью ребенка определенной идеей или состоянием. Для того, чтобы предупредить это состояние и облегчить свое положение ребенок прибегает к неким ритуальным действиям – повторяющимся из раза в раз движениям символического характера (компульсиям).

Поэтому невроз повторяющихся движений можно передать через формулу: навязчивое состояние – тревога – повторяющиеся ритуалы.

Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами.

Причины возникновения нервного тика

Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются  3-4 года и 7-8 лет.

Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:

  • приобретаются новые навыки;
  • изменяется поведение ребенка;
  • происходит становление личностных характеристик.

Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:

  • Хронической внутриутробной гипоксии:
  • значительная фетоплацентарная недостаточность;
  • заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
  • воздействие других факторов.
  • Внутриутробных инфекций:
  • токсоплазмоз;
  • цитомегаловирус;
  • краснуха;
  • гепатит;
  • хламидиоз;
  • герпетическая инфекция.
  • Острой гипоксии в родах:
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • асфиксия и дистресс плода в родах.
  • Родовых травм.
  • Приема определенных групп лекарственных препаратов матерью в период беременности.
  • Назначения лекарств новорожденному после рождения.
  • Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.

Но сейчас специалисты не могут четко определить границы возрастных кризисов – в современном обществе кризисы самостоятельности наступают ранее и уточнить рамки возникновения тиков невозможно.

На сегодняшний день четко определить конкретные события, которые стали причиной появления тика сложно.

В большинстве случаев данная патология обычно провоцируется комплексом причин, к которым относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • поведение родителей;
  • острый стресс.

Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).

Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников.

Неблагополучное соотношение коммуникаций в семье (речевых и неречевых) – как окрики и одергивания, так и атмосфера вседозволенности способствует возникновению аномалий поведения и характера, и часто приводят к сдерживанию свободной физиологической активности малыша или инфантилизм.

Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.

Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.

Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.

А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.
Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:

  • острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
  • неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
  • отрицательная  атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
  • постоянное переутомление;
  • большое количество информации;
  • постоянный шум или другие раздражители;
  • психологическая травма у ребенка;
  • слишком высокие требования к ребенку
  • постоянные ссоры родителей, развод;
  • частые соматические болезни.
  • длительные ЛОР – заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).

Как возникают нервные тики синдром навязчивых движений

Когда на организм ребенка начинает воздействовать комплекс отрицательных воздействий – малыш находится в состоянии постоянного стресса и у него присутствует внутренняя тревожность – это начальная стадия возникновения патологии.

Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.

Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.

 Виды тиков при неврозе навязчивых движений

Cиндром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах.

Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики.

Эти движения непроизвольны и бессознательны и усиливаются при волнении или напряжении.

Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков.

По типу проявления выделяют несколько следующие виды нервных тиков:

Моторные тики:

  • мимические;
  • тики конечностей (подергивания, хлопки, притопывания);
  • тики в других группах мышц.

 Вокальные или ые тики:

  • покашливание, посапывание, хмыкание;
  • произношение отдельных звуков, слов или фраз.

Ритуалы.

 Генерализованные или сложные тики –

  • движения одновременно возникают в различных группах мышц;

несколько видов тиков у одного ребенка.

Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и требуют немедленной диагностики и лечения.

Родители должны знать, что появление различных навязчивых движений у ребенка связано с необходимостью обратить на себя внимание взрослых, активизируя такие виды общения как жесты и мимику. Этим малыш требует постоянного внимания родителей.

Эти жесты и движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами, если ребенок найдет поддержку у близких людей.

Но при ее отсутствии – системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются, и эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.

Лечение ребенка

Лечение должно быть комплексным.

При легкой степени заболевания иногда достаточно нескольких занятий с психологом и изменения поведения родителей:

  • больше уделять времени ребенку;
  • при появлении тиков нельзя ругать малыша – лучше поговорить с ним о том, что его тревожит;
  • понять и по возможности ликвидировать причины появления тревоги;
  • на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач, но без давления;
  • больше находится с ребенком на свежем воздухе;
  • обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины (интоксикация, заболевания ЛОР-органов, очаги хронической инфекции).

При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства.

Родители должен знать, как определить и лечить невроз навязчивых движений у детей – необходимо вовремя оказать помощь ребенку.

Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере.

Коррекция всех этих состояний поможет подарить малышу счастливое детство без лишних переживаний и страхов.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Синдром навязчивых движений у детей: лечение, советы Комаровского

Синдром навязчивых движений у ребёнка: типы, диагностика, терапия

Самое дорогое, что есть у родителей, это недавно появившийся в их жизни малыш. Папа и мама ежедневно наблюдают за его ростом и развитием. И при наблюдении каких-либо отклонений нельзя полагаться на то, что все как-нибудь само собой образуется. Бывает, что у деток наблюдается синдром навязчивых движений.

Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.

Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей.

Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций.

Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.

Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:

  • Частое шмыганье носом и вытирание,
  • Взмахи или тряска конечностями,
  • Бруксизм,
  • Подергивание гениталий (мальчики),
  • Раскачивание головой,
  • Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
  • Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины,
  • Обкусывание ногтей,
  • Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос,
  • Сосание пальцев,
  • Моргание и желание жмуриться без причины.

Навязчивые движения у детей, сложившиеся в полноценный синдром – это проявление невроза навязчивых состояний. Внутри ребенка сидит серьезная проблема, которую он не может озвучить, но причиняет ему психологическую боль.

Чаще всего малыш не ведает причины своих переживаний и сам не может понять, что такое c ним происходит. Синдром является проявлением внутренней реакции на проблемы, имеющиеся в отношениях родителей.

Основные причины возникновения

Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:

  • дефицит внимания,
  • тяжелые ситуации, травмирующие психику,
  • долгое нахождение в неблагополучной обстановке,
  • глобальные ошибки в воспитании — безразличие или чрезмерная требовательность,
  • сильный стресс,
  • перемены в привычной жизни — переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
  • резкий испуг.

Медикаментозное лечение

Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток. Врачи назначают:

  • психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
  • Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения,
  • фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий,
  • дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
  • седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
  • гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд,

Мнение доктора Комаровского

Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов.

Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно.

Естественная цель родителей , здоровый ребенок.

Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия , отвлечь ребенка.

Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг.

Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.

Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее.

Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит.

Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.

Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.

Профилактика детского невроза

Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза.

Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию.

Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.

Наиболее важные и нужные качества , настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.

Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны.

Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка.

Вы его калечите таким образом.

Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.

Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие.

Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их.

А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.

Загрузка…

Синдром навязчивых движений у детей

Синдром навязчивых движений у ребёнка: типы, диагностика, терапия

Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме.

Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства.

Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).

При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.

Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).

Первичные стереотипы

Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.

1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием.

Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).

Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:

  • простые стереотипы;
  • раскачивание головы;
  • сложные стереотипы.

Простая стереотипия

Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:

  • сосание большого пальца;
  • кусание ногтей;
  • облизывание губ;
  • постукивание пальцами или ногами;
  • накручивание волос на палец;
  • покачивание туловища;
  • шмыгание носом;
  • стук головой;
  • скрипение зубами.

У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.

Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.

Сложная (комплексная) стереотипия

Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.

Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу.

Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные.

В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).

При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.

Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:

  • взмахи руками;
  • тряска;
  • кашель;
  • сжимание кулаков;
  • кружение запястьями;
  • движения руками перед лицом;
  • сгибание и разгибание локтей.

Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.

В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.

В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.

Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки.

Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться.

Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.

Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости.

В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются).

Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).

Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.

Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены.

Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).

Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции.

Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания.

В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге.

Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи.

Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.

Дифференциальная диагностика

Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы.

Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой.

Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.

Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.

У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.

Прогноз

Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).

Терапия

При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.

В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.

Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.

Итоги

Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте.

Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически.

В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.

Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.