Влияние стресса на головной мозг ребенка – Развитие ребенка

Содержание

Как стресс влияет на мозг ребенка и взрослого человека?

Влияние стресса на головной мозг ребенка – Развитие ребенка

Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в стрессовой ситуации. Вы чувствовали себя раздраженным и злым человеком, постоянно переживали из-за чего-то, долго не могли уснуть, а тревожные мысли не покидали вашу голову ни на минуту.

Стресс не всегда является негативным переживанием, ведь он помогает человеку собраться и активизировать все его силы. Если вы испытываете стресс перед важным выступлением или соревнованием, то это вполне нормальное и обычное явление, от которого ваш организм практически не страдает.

Но если вы постоянно переживаете стресс и понимаете, что никаких улучшений в ближайшее время не предвидится, то ваш организм может подвергнуться негативным изменениям.

Стресс неблагоприятно влияет на все органы и системы человеческого организма, но сегодня рассмотрим вопрос о том, как длительный стресс влияет на головной мозг ребенка и взрослого человека.

Как стресс влияет на работу головного мозга ребенка?

Продолжительные нервные перегрузки, которые человек систематически испытывает в раннем детстве и юности, отрицательно влияют на мозг данного индивида и его поведение. Если несовершеннолетний ребенок постоянно попадает в напряженные ситуации (насилие дома, на улице, в школе, нищета, пренебрежение и т.д.), то его мозг может отставать в росте и развитии, что приводит к:

  • увеличению риска возникновения умственных расстройств;
  • отрицательному устойчивому воздействию на умственные функции в будущем.

Когда ребенок оказывается в стрессовой ситуации, его гипоталамус, который является отделом в промежуточном мозге, выделяет гормон. Данный гормон попадает в гипофиз, который вырабатывает другой гормон. Этот другой гормон благодаря кровеносной системе попадает в надпочечники, которые вырабатывают кортизол и адреналин.

Кортизол:

  • увеличивает мышечную силу;
  • повышает уровень сахара в крови;
  • делает более высоким порог болевой чувствительности;
  • увеличивает эффективность запоминания.

Адреналин же повышает артериальное давление и ускоряет сердцебиение.

«Что же плохого в том, что организм ребенка синтезирует адреналин и кортизол, если эти гормоны в целом позитивно влияют на него?» — спросит большинство родителей.

Дело в том, что такая реакция организма придумана природой для решения жизненных критических ситуаций, которые длятся несколько минут.

Но современные задачи и проблемы, с которыми сталкивается ребенок в школе, требуют от него развития психологической устойчивости, усидчивости, умения сосредотачиваться. Продолжительный стресс же эти качества не только не помогает развивать, но и дестабилизирует.

Что происходит с мозгом ребенка, который испытывает хронический стресс?

Стрессовые гормоны имеют тенденцию накапливаться в организме. Ученые доказали, что кортизол, задерживаясь в мозгу на длительное время, повреждает его.

В ходе проведения эксперимента лабораторным крысам три недели вводили крысиный кортизол.

Было установлено, что кортизол уничтожал клетки в гипоталамусе, а сами животные испытывали чувство тревоги, страх, становились депрессивными, незрелыми, очень капризными, теряли интерес к получению новых знаний.

Если мозг ребенка долгое время подвержен воздействию стресса, то:

  • перестают нормально функционировать нейроны гиппокампа;
  • нейронные сети разъединяются;
  • выработка новых нейронов замедляется;
  • отростки нервных клеток, которые воспринимают сигналы от других нейронов (дендриты гиппокампа) ссыхаются;
  • длина и количество дендритов гиппокампа сокращается.

Все это негативно влияет на успеваемость ребенка: ему становится сложно учить новый материал и хранить его в памяти.

Как восстановить мозг ребенка после стресса?

Чтобы помочь ребенку избавиться от хронического стресса и восстановить его мозг, родителям необходимо создать дома эмоциональную стабильность.

Постоянные ссоры, скандалы, выяснение отношений между родителями очень негативно влияют на детскую психику.

Хотите, чтобы ваше чадо хорошо училось и в будущем поступило в престижный ВУЗ? Не кричите на ребенка и других домочадцев, как можно чаще проявляйте любовь к супругу/супруге, создавайте уютную и комфортабельную атмосферу дома.

Но не стоит помещать детей в кокон и стараться оградить их от всех житейских неурядиц, иначе ваш ребенок в будущем превратится в инфантильную и несамостоятельную личность.

Чтобы успешно бороться со стрессом, ребенку необходимо заниматься физической активностью. Ученые единогласно утверждают, что физические упражнения позитивно влияют на развитие гиппокампа. Футбол, волейбол, баскетбол, другие командные виды спорта способствуют росту нейронов.

Как длительный стресс влияет на работу мозга взрослого человека?

Как уже было сказано выше, непродолжительный стресс полезен как для ребенка, так и для взрослого человека: он активизирует мозг, помогает сконцентрироваться на поставленной задаче и добиться наилучших результатов. Но хронический стресс ничего хорошего и положительного нашему организму не дает.

Длительный стресс способствует активной выработке кортизола, который является катоболическим гормоном, поддерживающим активность человека в критические моменты. Но если организм постоянно вырабатывает данный гормон, то это негативно влияет на мозг.

Больше всего страдает гиппокамп, в котором находится множество рецепторов кортизола. Если человеку не знаком хронический стресс, то рецепторы нормализуют выработку данного гормона. Если же высокий уровень кортизола на протяжении долгого времени сохраняется, то часть рецепторов умирает, что становится причиной ухудшения памяти.

Из-за постоянного стресса:

  • более чувствительным становится миндалевидное тело, что делает человека беспокойным и нервным;
  • способность гормональной системы контролировать уровень стресса заметно ухудшается;
  • синаптические связи между нейронами разрушаются, что становится причиной изменения размера префронтальной коры мозга.

Необходимо отметить, что стресс по-разному влияет на мозг женщины и мужчины. В женском мозгу клетки гиппокампа повреждаются меньше, чем в мужском. Дело в том, что женский организм в больших количествах вырабатывает гормоны эстроген и окситоцин.

Ученые утверждают, что данный факт прекрасно вписывается в контекст эволюции, ведь мужчина чаще стыкался с сильным, но кратковременным стрессом (добыча еды, борьба с врагами), а женщина – с хроническим стрессом (обустройство жилья, воспитание детей, приготовление еды и т.д.)

Что происходит с мозгом взрослого человека, который испытывает постоянный стресс?

❶ Префронтальная кора мозга, которая отвечает за социальное взаимодействие, концентрацию внимания, принятие важных решений, уменьшается в размерах. Поэтому у человека, который испытывает постоянный стресс, не только ухудшается концентрация и память, но и может развиться депрессия или деменция.

❷ Хронический стресс может стать причиной возникновения инсульта или ишемического удара. Благодаря одному из исследований, которое проводилось на протяжении 11 лет, не только традиционные, но и психологические факторы становятся причиной развития нарушений мозгового кровообращения.

В исследовании принимало участие 6,5 тысяч людей от 45 до 84 лет. У тех участников, которые в графе «Психологические факторы, влияющие на качество жизни» написали «стресс и/или депрессия», со временем риск инсульта вырос на 59 – 60%.

Это значит, что стресс не менее опасен, чем холестерин, курение, переедание и т.д.

❸ Повышается риск развития депрессии. Из-за хронического стресса новые нейроны образуются очень медленно, поэтому мозгу необходимо потратить намного больше времени, чтобы найти правильный выход из стрессового состояния. Чем дольше человек испытывает хронический стресс, тем тяжелее мозгу справиться с психическим давлением.

Профессор неврологии, директор Центра изучения мозга, познавательных способностей и сознания американского университета менеджмента Махариши Фредерик Трэвис называет мозг человека специальным интерфейсом, который обеспечивает нам коммуникацию с окружающим миром. В нашем мозгу есть определенные зоны, которые отвечают за чувства или познания, они создают нашу реальность.

Что же происходит с мозгом человека, когда он постоянно испытывает стресс? Специалист рассказывает, что когнитивная часть головного мозга перестает нормально выполнять свои функции и просто-напросто изолируется. Именно поэтому человек постоянно думает о своей проблеме и не может увидеть всю картину целиком.

Фредерик Трэвис утверждает, что стресс является источником насильственного и антисоциального поведения из-за того, что индивид не может осознать деструктивные последствия совершаемых им поступков.

Пребывая в перманентном стрессе, мы не догадываемся, что наш центр памяти и префронтальная кора уменьшаются в размерах. Амигдала же постоянно напряжена, поэтому человек чувствует себя так, как будто живет на поле боя, где в любой момент могут начаться активные военные действия.

Как восстановить мозг взрослого человека после хронического стресса?

Мозг – одна из самых адаптируемых и эластичных частей тела. Он обладает уникальной способностью к восстановлению! Если свести к минимуму или избавиться от факторов, которые являются причиной возникновения стрессовых ситуаций, то нервные стволовые клетки опять начнут нормально развиваться, а все нарушенные связи восстановятся.

Чтобы помочь своему мозгу и избавиться от хронического стресса, вам необходимо:

почаще заниматься спортом. Во время занятия спортом мозг получает необходимое для нормальной работы количество кислорода. Если у вас нет времени на посещение спортзала, не ленитесь и каждый день гуляйте хотя бы 30 – 40 минут. Благодаря такому времяпрепровождению ваше настроение повысится, самочувствие нормализуется, а мозг насытится кислородом;

✔ находить время на медитацию и уединение. Медитация – отличное средство для борьбы со стрессом и депрессией! Специалисты утверждают, что уровень тревожности у человека, который медитирует 35 – 45 минут на протяжении трех дней, заметно уменьшается. Попробуйте и убедитесь в этом сами!

✔ хорошо высыпаться. Во время сна мозг работает намного активнее, чем тогда, когда вы бодрствуете. Пока человек находится в царстве Морфея, его мозг разбирает все события, эмоции, переживания, избавляется от ненужной информации и готовится к новому дню.

Если вы плохо спите, то ваш мозг не сможет нормально работать.

Чтобы избавиться от проблем со сном, вам следует тщательно следить за своим режимом, не пить алкогольные напитки и не курить перед сном, не кушать на ночь тяжелую, жирную, острую пищу, проветривать комнату и совершать неспешные вечерние прогулки.

Когда начинаете чувствовать, что стресс подбирается к вам все ближе, вспомните слова одного мудреца: «Если я могу решить эту проблему, зачем мне переживать? Если я не могу решить эту проблему, зачем мне переживать?». Цените и любите себя, ведь здоровый эгоизм еще никому не навредил!

Как токсичное воспитание влияет на мозг ребенка

Влияние стресса на головной мозг ребенка – Развитие ребенка

Детство оставляет сильный след в мозге. Детские потери, трудности, насилие, непонимание и другие испытываемые ребенком проблемы могут привести к чувству неуверенности и неуверенности в себе. Многие дети могут почувствовать, что они недостаточно хороши для своих родителей и эти воспоминания могут испортить всю жизнь.

Родители, которые применяют в воспитании власть  контроль, негатив, жестокость, могут сделать отношения с детьми токсичными. Такой стиль воспитания не способствует личностному росту детей, их самостоятельности или здоровым отношениям с родителями.

Наоборот! Существует множество стилей воспитания и обучения, точно так же как в каждой семье существуют разные способы передачи ценностей от одного поколения к другому.

И хотя ни одна семья точно не знает как воспитывать счастливых детей, начало и корни всего находятся в любви.

Начало и корни всего находятся в любви

Иногда проблема возникает уже на этой стадии. У каждого человека имеется свое представление о любви к детям.

Означает ли любовь к ребенку то, что он должен быть защищен от всех опасностей и ради этого помещен в непроницаемый сосуд? Может быть любить ребенка — значит наказывать его на каждом шагу? Или любовь к ребенку означает контроль и направление его на определенные пути и решения, выбранные родителями.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Детство оставляет сильный след в мозге. Детские потери, трудности, насилие, непонимание и другие, испытываемые ребенком, проблемы могут привести к чувству неуверенности и неуверенности в себе. Многие дети могут почувствовать, что они недостаточно хороши для своих родителей и эти воспоминания могут испортить всю жизнь.

В этой статье мы поговорим о подводных камнях в воспитании детей и о том, как плохое воспитание влияет на мозг детей.

Дети тоже испытывают стресс

Стресс — это не только состояние, которое касается взрослых, дети также испытывают стресс.

Новорожденный ребенок, который плачет и кричит, по-своему страдает от стресса: либо подгузник мокрый, либо ребенок голоден, либо он плохо себя чувствует. Ребенок, оставшийся без любви и внимания, также страдает от стресса.

Но что происходит, когда родители не умеют правильно воспитывать детей? Что происходит, когда родители требуют слишком многого, негативны и оказывают давление на своих детей?

Каждый день дети могут быть подвержены высокому уровню стресса. Ребенок знает, что каждое его слово и каждый поступок оцениваются родителями, а иногда детей наказывают за неправильное поведение. Ребенок может чувствовать себя под постоянным наблюдением родителей и страдать от беззащитности, что в итоге приводит к сильному стрессу и беспокойству.

Кроме того, дети испытывают сложное сочетание эмоций. С одной стороны они хотят освободиться от уз, которые связывают их с родителями, а с другой стороны — это освобождение их страшит. Ребенок может бояться не оправдать ожиданий родителей и думать, что родители разозлятся на него или в нем разочаруются. Ребенок боится наказания и критики, что тоже приводит к сильному стрессу.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Стресс и детский мозг

Дети, которые в раннем детстве страдали от стресса, показывают высокий уровень кортизола, адреналина и норадреналина в головном мозге в период полового созревания.

Эти гормоны и нейротрансмиттеры вносят небольшие изменения в мозг ребенка в процессе развития гиппокампа, миндалевидного тела и передней доли головного мозга.

Часто такие изменения приводят, например, к дисфункции памяти и ребенку сложно решить проблему.

Гиппокамп тесно связан с памятью и с возникновением и функционированием эмоций, в то время как лобная доля мозга отвечает за принятие решений. Это означает, что дети, подверженные сильному стрессу, могут столкнуться со сложностями при принятии решений, разрешении проблемных ситуаций, а также с трудностями в регулировании и контроле своих эмоций и внутренних процессов.

Нужно иметь в виду, что каждый человек уникален, поэтому исследователи не получили данных, подходящих для всех без исключения людей. Однако было выявлено, что большое количество стресса в детстве часто приводит к неуверенности, тревожности и неспособности решать сложные ситуации.

Детский эмоциональный мозг

Токсичное воспитание приводит к сложным, запутанным и противоречивым чувствам у ребенка. Токсичные матери обычно воспитывают своих детей так, что они испытывают к матери противоречивые чувства: любовь, ненависть, нужду, страх, гнев … Эти чувства варьируются в зависимости от ситуации.

Авторитарный стиль воспитания, где доминирующим всегда является родитель, а наказание и оценка — повседневными, вызывают у ребенка негативные эмоции, которые могут оставаться с ним годами. По мере того как ребенок растет, он может бунтовать против власти и властных отношений, но воспринимаемые в детстве унижение и угнетение оставляют свой след в его мозге.

Влияние страха и гнева на мозг ребенка

Самыми негативными эмоциями, которые испытывают люди — это гнев и страх. Эти чувства часто сопровождают плохое воспитание. Часто токсичное воспитание протекает неравномерно.

Оно включает в себя как тяжелые периоды для ребенка, так и позитивные. К сожалению, на мозг ребенка негативные воспоминания оказывают бОльшее влияние, чем положительные переживания.

Дети помнят каждое обидное слово и каждый поступок родителей в те моменты, когда они чувствовали себя беспомощными и злыми.

Гнев и страх сконцентрированы в области миндалевидного тела в мозгу. Миндалина является частью лимбической системы и лежит глубоко в височных долях. Задача миндалевидного тела — хранить эмоциональные переживания и справляться с эмоциями страха и гнева.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Миндалевидное тело помогает мозгу создавать постоянные долговременные воспоминания поэтому, когда ребенок постоянно сталкивается с ситуациями, которые у него ассоциируются с негативными чувствами, то в его долговременной памяти эти воспоминания имеют бОльший вес, чем хорошие. Вспоминая такие ситуации мы можем испытывать стыд, гнев и страх так же, как и много лет назад. С позитивными чувствами это случается намного реже.

Миндалевидное тело оставляет в памяти следы поэтому, становясь взрослыми, мы можем воспользоваться этими воспоминаниями, реагируя определенным образом на отношения и ситуации. Таким образом, мы навсегда можем остаться в ловушке негативных воспоминаний.

Каждый из нас состоит из своего опыта и, к сожалению, токсичное воспитание отражается в нашей взрослой жизни. Тем не менее у нас есть право быть свободными, залечивать детские раны и стремиться к здоровой взрослости.опубликовано econet.ru.

Маргарита Ваелма

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

6 факторов, которые влияют на развитие мозга младенца. Это должен знать каждый родитель!

Влияние стресса на головной мозг ребенка – Развитие ребенка

Екатерина Ушахина

Основное время роста нашего физического мозга — до четырех лет. Легкость, с которой мы учимся в детстве, и траектория всей жизни в значительной степени предопределены тем, что происходит в эти первые годы.

От рождения примерно до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Невероятная, многосложная нейронная сеть и есть та архитектура мозга, которая влияет на все его функции, включая память, эмоции, поведение, моторику и, конечно, речь.

Профессор Дана Саскинд много лет изучала этот феномен и написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой рассказала о факторах, которые влияют на мозг ребенка, в том числе родительская речь, стрессы, похвала и другие.

Поговорим о них.

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Источник

Стресс

Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.

Источник

Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Телевизор и развитие ребенка

Исследование психолога Патриции Кул подтверждает тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.

Девятимесячные американские младенцы слушали китайскую речь. Половине малышей мама произносила слова с теплой материнской интонацией, а другие дети слышали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.

После двенадцати лабораторных сеансов младенцы, слышавшие речь непосредственно от живого человека, могли распознавать звуки китайского языка. А как же те, кто слушал запись? Вы уже догадались. Ничего не могли.

Источник

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

Источник

Влияние плача

Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.

В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов».

Обложка поста The Pled.

Влияние стресса на развитие мозга ребенка

Влияние стресса на головной мозг ребенка – Развитие ребенка
Расскажите об этой статье в социальных сетях

У детей избыточный или длительный ответ организма на стресс может повлиять на их развитие. Стресс может оказывать вредное воздействие на обучение, поведение и их здоровье на протяжении всей жизни.

Умение справляться с трудностями является важной частью развития здорового детства. Когда ваше тело находится под угрозой, оно реагирует, увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол.

Когда угроза активирует системы реагирования на стресс маленького ребенка в среде, характеризующейся поддерживающими отношениями со взрослыми, эта среда смягчает психологические последствия.

 Поэтому они разрабатывают здоровые системы реагирования на стресс.

 Однако, если реакция на стресс является экстремальной и продолжительной, и ребенок видит нарушение в этих отношениях, это может повлиять на его системы и структуру мозга.

В отсутствие отношений реагирования со взрослыми, осуществляющими уход, системы реагирования на стресс у ребенка переключаются и остаются в состоянии повышенной готовности.

 Общие эффекты увеличивают вероятность задержек в развитии, проблем с обучением и поведенческих проблем у детей.

 Кроме того, они более подвержены риску диабета, болезней сердца, депрессии, наркомании, алкоголизма и других проблем со здоровьем в зрелом возрасте.

Исследования показали, что хронический и тяжелый стресс может стать токсичным для развивающегося мозга и биологических систем. Значительные ситуации в жизни, такие как бедность, жестокое обращение, отсутствие заботы или агрессивная среда, могут быть пусковыми механизмами.

Стресс в детстве

Опыт раннего детства играет важную роль в том, как мозг развивается и функционирует. Взаимодействие между ребенком и его окружением влияет на долгосрочное обучение, поведение и здоровье. Чтобы развить здоровую структуру мозга, для ребенка очень важно иметь восприимчивых родителей. Кроме того, они должны развивать позитивные отношения. 

В общем, реакция на стресс — это физиологическая реакция на неблагоприятное событие или сложные обстоятельства. Это вызывает биохимические изменения в нервной, эндокринной и иммунной системах. Тем не менее, стресс не всегда негативная вещь. Он может быть положительным, терпимым или токсичным.

Положительная реакция на стресс необходима для роста и развития ребенка. Ребенок получает поддержку через социальные и эмоциональные амортизаторы, такие как спокойствие и защита родителей. Ребенок приобретает мотивацию и сопротивление после каждого положительного стрессового ответа.

Реакции на токсичный стресс являются более серьезными, частыми и стойкими. Точно так же организм реагирует в большей степени, и эти биохимические реакции потенциально могут негативно повлиять на структуру мозга.

В терпимых реакциях на стресс, когда неприятности устранены, мозг и органы полностью восстанавливаются, если ребенок защищен восприимчивыми отношениями. Таким образом, их родители должны поддерживать их как в социальном, так и в эмоциональном плане.

Токсический стресс у детей

Токсический стресс у детей является ненормальной реакцией на стресс. Это приводит к устойчивому повышению уровня кортизола. Кроме того, существует стойкое воспалительное состояние, при котором организм не может исправить эти изменения. Это происходит независимо от того, прошел стресс или нет.

Токсический стресс приводит к постоянной активации реакции на стресс. В частности, тело не может вернуться к нормальной жизни. Отсутствие поддержки, уверенности или эмоциональной привязанности со стороны лиц, осуществляющих уход, может помешать нормальной реакции на стресс.

Токсический стресс у детей является очень серьезной проблемой. Дети, которые испытывают токсический стресс, подвержены риску неблагоприятных долгосрочных последствий для здоровья.

 Тем не менее, многие из эффектов могут проявиться только в зрелом возрасте. Эти неблагоприятные последствия для здоровья включают неадекватные навыки преодоления стресса.

 Кроме того, они могут быть подвержены риску психического заболевания, нездорового образа жизни или физических заболеваний.

Чем более неблагоприятен опыт ребенка, тем больше вероятность того, что задержки развития и последующие проблемы со здоровьем проявятся. Например, болезни сердца, диабет, токсикомания, депрессия и другие.

Развитие мозга и токсический стресс

Дети испытывают внешнее поведение, такое как агрессия, и внутреннее поведение, такое как тревога и депрессия.

 Проблема заключается в том, что такое поведение не является уникальным для детей, чье развитие затронуто стрессом и травмой. Часто люди, окружающие ребенка, видят только агрессивного ребенка.

 Они не видят ребенка, который просто пытается заставить кого-то осознать боль, в которой он находится.

Травма, которая вызывает токсический стресс и его последствия, также может иметь тонкий эффект нормализации. Дети, которые не имеют более широкого представления о мире, могут подумать, что насилие в семье является нормальным явлением или что насилие в обществе так же естественно, как дождь.

С точки зрения развития, ребенок, который испытывает трудности, подвержен риску постоянных изменений структуры мозга, эпигенетических модификаций и измененной генетической функции. Долгосрочные последствия для здоровья и развития имеют решающее значение и включают повышенный риск заболеваний, связанных со стрессом.

Реакция на токсический стресс влияет на нейроэндокринно-иммунную сеть. Следовательно, это также приводит к длительному и ненормальному ответу кортизола. Результирующая иммунная дисрегуляция, которая включает стойкое воспалительное состояние, увеличивает риск и частоту инфекций у детей.

Кроме того, ученые считают, что реакция на токсический стресс может привести к другим  психологическим расстройствам,  таким как депрессивные расстройства, отсутствие самоконтроля, посттравматическое стрессовое расстройство и психоз.

Кроме того, мы знаем, что взрослые, которые испытывали трудности в раннем детстве, также страдают от большего количества физических заболеваний и плохих результатов в отношении здоровья.

 Эти плохие последствия для здоровья варьируются и включают в себя алкоголизм, хроническую обструктивную болезнь легких, депрессию, рак, ожирение, мысли о самоубийстве или заболевание коронарной артерии, а также многие другие.

Стресс, пережитый в раннем детстве, оказывает устойчивое воздействие на головной мозг

Влияние стресса на головной мозг ребенка – Развитие ребенка

Стресс влияет на всех людей без исключения — как на детей, так и на взрослых. Чтобы понять, насколько губителен стресс для головного мозга человека, ученые постоянно проводят исследования с участием людей разных возрастных групп.

Если уже сейчас достаточно хорошо известно, что влияние стресса на мозг взрослого человека разрушительно, тогда возникает закономерный вопрос, насколько разрушителен стресс для развивающегося мозга ребенка?

Дать ответ на этот вопрос пытаются многие ученые, но выводы, которые они делают по результатам своих исследований, не слишком оптимистичные.

Практически все исследователи утверждают, что стресс, пережитый ребенком в детстве, оказывает негативное влияние на всю его дальнейшую жизнь, так как в развивающемся головном мозге малыша на фоне постоянного негативного стресса происходят необратимые нарушения.

Негативные последствия стресса

Несколько лет назад группа исследователей из Института неврологии при Университете штата Джорджия (Georgia State University Neuroscience Institute) обнаружила, что стресс, который испытывает ребенок в раннем детстве из-за боли, приводит к необратимым изменениям в головном мозге ребенка в тех нейронных сетях, которые несут ответственность за регулирование ответа на стресс. Ученые отмечают, что это навсегда изменяет реакцию ребенка на беспокойство, стресс и боль.

Еще одно исследование, проведенное в Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), позволило ученым утверждать, что дети, остро реагирующие на стресс, могут подвергаться более высокому риску пострадать от избыточного веса или даже от ожирения, чем дети с благополучным жизненным опытом.

Пару лет назад исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) нашли доказательства того, насколько негативным может быть влияние стресса на развитие головного мозга ребенка.

Ученые пришли к выводу, что стресс, пережитый детьми на ранних этапах жизни, приводит к возникновению проблем с некоторыми видами познавательных процессов, происходящих в мозге.

Например, у детей, переживших интенсивный продолжительный стресс, намного хуже пространственная рабочая память, а также возникают проблемы с кратковременной памятью.

Чтобы детальнее изучить все негативные последствия воздействия длительного стресса на детей, ученые из Университета Висконсин-Мэдисон недавно провели еще одно исследование, которое подтвердило полученные ранее результаты и еще раз показало, что стресс на самом деле приводит к изменениям в головном мозге ребенка.

Стресс ухудшает память и способность к обучению

Стресс может оказывать значительное влияние на развитие детей. Как известно, небольшой стресс служит платформой для обучения, адаптации и развития способности преодолевать жизненные сложности.

Однако если из-за бедности, физического насилия и из-за отсутствия нормального ухода стрессовое состояние у ребенка становиться хроническим и, в буквальном смысле этого слова, токсическим, это может привести к долгосрочным негативным последствиям.

Интернет-издание ScienceDaily рассказывает о недавнем исследовании, проведенном учеными из Университета Висконсин-Мэдисон, которое показало, что некоторые виды стресса, пережитые детьми в начале жизни, могут изменить развития тех областей головного мозга ребенка, которые несут ответственность за обучение, память и обработку стресса и эмоций. На более поздних этапах жизни эти изменения могут быть связаны с негативным влиянием на поведение, здоровье, занятость и даже на выбор романтических партнеров.

Ведущий автор исследования доктор Джейми Хэнсон (Jamie Hanson) говорит, что это исследование, отчет о котором был опубликован в журнале «Биологическая психиатрия» (Biological Psychiatry), может иметь большое значение для руководителей государств, экономистов и эпидемиологов.

Один из руководителей исследования, профессор психологии в Университете Висконсин-Мэдисон Сет Поллак (Seth Pollak), говорит, что на самом деле ученые до сих пор не понимали, почему вещи, которые случаются с людьми в возрасте двух, трех, четырех лет, путешествуют с нами всю жизнь и оказывают на нас столь долгосрочное воздействие.

Доктор Поллак также отмечает, что стресс, пережитый человеком на ранних этапах жизни, связан, прежде всего, с развитием депрессии, тревожности, болезней сердца, раковых заболеваний, а также с плохими успехами в учебе и с отсутствием работы в старшем возрасте.

А учитывая то, насколько дорогими для общества могут оказаться стрессовые переживания детей, ученым стоит более глубоко изучить влияние стресса на головной мозг ребенка, так как в противном случае медицинские работники не будут иметь возможность адаптировать ребенка, успев вовремя что-либо для него сделать.

Стресс приводит к изменению структур мозга ребенка

В исследовании принимали участие 128 детей в возрасте около 12 лет, которые в раннем возрасте испытали либо физическое насилие, либо пренебрежение ими родителей или опекунов, либо воспитывались в семьях с низким социально-экономическим статусом.

Чтобы можно было определить совокупный жизненный стресс, полученный детьми на ранних этапах жизни, ученые провели обширные интервью с детьми и их опекунами, а также изучили задокументированные поведенческие проблемы этих детей.

Исследователи сделали также снимки головного мозга детей, сосредоточив особое внимание на гиппокампе и миндалине — областях, которые участвуют в обработке стресса и эмоций.

Затем ученые сравнили эти снимки с изображением аналогичных областей мозга детей, проживающих в семьях с достатком среднего уровня, которые не подвергались жестокому обращению.

Доктор Хэнсон вместе с сотрудниками вручную измерили и рассчитали объемы гиппокампа и миндалевидных тел (миндалин) каждого ребенка.

Доктора Хэнсон и Поллак говорят, что эти обе структуры головного мозга очень малы, особенно у детей (латинское название миндалевидные тела или миндалины – amygdaloideum, происходит от слова «amygda», которое переводится как миндаль, отражая размер и форму этой части мозга взрослого человека).

Именно по этой причине автоматизированные измерения, полученные с помощью программного обеспечения, а также измерения, которые были получены с помощью компьютерных программ в других исследованиях, могут быть с погрешностями.

На самом деле, измерения, которые ученые сделали вручную, показали, что у детей, испытавших в начале жизни любой из трех типов стресса, размер миндалин (миндалевидных тел) был меньше, чем у детей, которые не подвергались воздействию постоянного негативного стресса.

Оказалось также, что у детей из семей с низким социально-экономическим статусом и у детей, подвергшихся физическому насилию, объем гиппокампа также был меньший. Когда же ученые вводили изображения мозга в компьютерные программы для автоматизированного измерения, никакого отличия отмечено не было.

Исследователи считают, что поведенческие проблемы и увеличение общего жизненного стресса были связаны с меньшим объемом гиппокампа и миндалин.

Доктор Хэнсон, который сейчас работает в Лаборатории нейрогенетики при Университете Дьюка (Duke University's Laboratory for NeuroGenetics), говорит, что в настоящее время остается непонятным, почему стресс, которому подвергается ребенок на ранних этапах жизни, может привести к тому, что некоторые структуры головного мозга становятся меньше.

Тем не менее, как показали эти исследования, гиппокамп меньшего объема может быть фактором риска для развития определенных негативных последствий.

Пока еще не слишком хорошо понятно, насколько большую негативную роль могут играть миндалины меньшего объема, но, как считают ученые, будущая научная работа должна быть сосредоточена на определении точного значения изменений, которые происходят в объемах этих областей головного мозга под воздействием стресса.

Человека формирует общество

Доктор Поллак говорит, что для него эти открытия стали важным напоминанием о том, что общество должно озаботиться, какой жизненный опыт может быть у того или иного ребенка. Ведь именно общество формирует то, каким человеком станет ребенок, став взрослым.

Доктора Хэнсон и доктор Поллак считают, что сделанные в этом исследовании выводы – это всего лишь маркеры нейробиологических изменений, демонстрация надежности человеческого мозга и гибкости человеческой биологии. Но это вовсе не хрустальный шар, который можно использовать, чтобы увидеть чье-либо будущее и сказать, что это его судьба.

По материалам ScienceDaily

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.